Вот такие сказочные поездки мы начали предпринимать на исходе Программы ДХ. Маршруты проходили вдоль Онеги, в диких местах. СГА не везде мог пройти и тогда мы шагали пёхом по грязи километров по 10, не укладываясь в светлое время. И учились находить монолиты с командирами групп. И не всегда это получалось. Повсюду брошенные часовни старого обряда и деревни вокруг них. Очень было печально видеть эту величественную картину бесконечной тайги, таежной реки, красивейших, но забытых мест и разрушающихся Храмов.
Тут я с группой офицеров штаба части и 3-й группы в/ч 29487, назову их, пока еще при памяти (по снимку у часовенки): стоят правей Саша Дубов - водитель-техник 3-й группы, Саша (?) Пель - мой ПНШ по КПиАГО, Володя Куцумакин (был командиром 3-й группы, затем стал заместителем командира части) и в приседе Гена Ларкин - замполит 3-й группы и просто хороший мужик.
Напомню, что группа на Темп-2С соответствовала дивизиону, только состояла из 2-х самоходок.
И еще, отдельно, про Сашу Дубова. Это водитель от Бога. Надо сказать, считаю абсолютно незаслуженно забытым их подвиг, водителей-испытателей наших первых самоходок. Саша из них. Дай ему Бог здоровья. Многие, кого я знал, уже ушли. Не хочется, чтобы их имена канули в лету. Может, кому-то это пригодится. Упомяну тех, кто "ставил на ход" пращуров нынешних Тополей при проведении испытаний Темп-2С в войсковой части 30107 доброй памяти подполковника Мазяркина Николая Васильевича. Часть из них после образования 5 Управления была переведена туда для дальнейшего прохождения службы. А остальные продолжали катать новые самоходки для новых поколений ПГРК. Это Алексей Скворцов, Павел Низовец, Женя Шаготский, Володя Копылов, Виктор Зиновенко, Виктор Лавренчук, Миша Страхов, Саша Дубов, Акжол Абдурахманов, Боря Скаченко. Не всех назвал, но этих ребят знал лично и очень этим горжусь.
Вот одна из иллюстраций нештатных ситуаций, о которой вспоминает Дмитрий Беспалов:
" Вообще, трудностей и героизма хватало на всех: не забуду один случай. Это было уже в 1973 году. Всё шло как обычно. Агрегаты стояли на своих местах, мы запускаем циклограмму и ждём, когда заработает двигатель пусковой установки для запуска гидравлического устройства подъёма контейнера. Это был первый признак, что всё идет по плану, но время прошло, двигатель не запустился. Циклограмма "зависла", и мы не знали, на каком этапе и что случилось. Судя по индикации на аппаратуре - всё нормально, должен быть пуск. Ситуация не из лёгких. Мы ввели команду "Стоп" -никакой реакции. Что делать ? Контейнер не поднят, все разрешающие пуск ракеты коды уже введены и пуск или взрыв мог произойти в любой момент. Проанализировав ситуацию, приняли решение - устранить неисправность. Выполнить техническое решение вызвался прапорщик А. В. Скворцов. Двигатель заработал, пуск прошёл удачно. Комплекс РС-14 прошёл Государственные испытания во многом благодаря мужеству и самоотверженности людей, которые испытывали его и доводили до требуемых характеристик". В двух словах сказано о технике-водителе Леше Скворцове. Просто запустил ХД. А что думал, чем рисковал? Ведь это уникальный сбой в такой экстремальной ситуации, кто и за что мог поручиться?
Или вот такие воспоминания о ходовых испытаниях (каждой машине надо было дать пройти по пересеченной местности 18 тысяч километров):
" Для каждой машины была своя программа транспортных испытаний. Машины проверялись на проходимость, на износостойкость, на защищённость. Где их только не гоняли! Все эти испытания проходили, в основном, в ночное время суток. Ездить приходилось в хоккейных шлемах и самодельных защитных щитках, так как кабины водителя и командира агрегата не отличались комфортностью. Но помимо всего прочего, во время испытаний стали появляться галлюцинации, резко обострялось чувство голода. Назначенные медико-биологические исследования выявили, что это влияние резонансных низкочастотных колебаний. Кроме этого, после отдыха в машине-общежитии люди выходили на улицу и замечали, что всё кругом - и снег, и лес казались красными. Сказывалось влияние повышенного содержания углекислого газа. Вот тогда и начали думать об эргономических требованиях к испытываемой технике. А как выдерживали всё это механики - водители А. В. Скворцов, В.В. Зиновенко. Я только удивляюсь, как им удалось откатать всю программу". В ходе полигонных проверок РС-14 выявился и такой конструктивный недостаток, как возможность опрокидывания пусковой установки во время движения из-за плохого обзора механиком-водителем дороги, особенно в тёмное время суток."
Это сейчас известно о пагубном влиянии низкочастотных колебаний на психофизическое состояние человека. На этой основе разработаны образцы ОМП. А тогда просто давали передышку и ... вперед. Мне рассказывали, что одним из исследований было установлено количество налипающей грязи на самоходку, утяжеляющей вес агрегата. Когда ее взвесили, оказалось, по-моему, около 2-х тонн.