Боевой железнодорожный ракетный комплекс РТ-23 УТТХ.
R1.jpg
БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс РТ-23 УТТХ (изделие 15Ж44,52, 60, 61) (по классификации НАТО SS-24 Scalpel) с твердотопливной ракетой РТ-23, СССР приняли в опытную эксплуатацию в феврале 1983 г. Без сомнения его создание стало впечатляющей победой отечественной оборонной промышленности.
Комплекс был способен, не обнаруживая себя, преодолевать более 1000 км в сутки и запускать ракеты с любой точки маршрута. В наши дни эта система оружия была бы далеко не лишней, но история распорядилась иначе.
R2.jpg
В середине 80-х годов в СССР был построен поезд-ракетоносец, который, видимо, останется в истории человечества единственным и неповторимым. По признанию специалистов, это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле.
R3.jpg
Немного о конструкции.
Ракета имела три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая,вторая и третья ступени имели цельномотанный из композиционного материала корпус типа «кокон». Первая ступень имеет маршевый РДТТ 15Д206, хвостовой и соединительный отсеки. РДТТ 15Д206 имеет центральное неподвижное, частично утопленное сопло и работает на смесевом топливе Т9-БК-8Э. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла. Вторая ступень имеет маршевый РДТТ и соединительный отсек. РДТТ имел выдвижной сопловой насадок, позволяющий увеличить степень расширения и соответственно удельный импульс на больших высотах, без увеличения общих габаритов ракеты. Третья ступень аналогичной конструкции. Топливо второй ступени — «Старт», третьей — АП-65. На ракете отработаны на 15Ж44,52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом 2-й и 3-й ступеней отклонением головного отсека и аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивалось за счет наддува газом от
порохового аккумулятора давления (ПАД) межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантировала безударное разделение ступеней и обеспечивала максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты.
ГЧ - разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью ББ мощностью 0.4Мт и комплексом средств преодоления ПРО. Ступень разведения выполнена по стандартной «толкающей» схеме и включает двигательную установку и систему управления. ББ размещены в один ярус, двигатель ступени - четырехкамерный ЖРД 15Д264, работающий на НДМГ и АТ(гептил, меланж). ГЧ прикрывается обтекателям изменяемой геометрии (из-за габритныхограничений железнодорожного вагона), который сбрасывается после прохождения плотных слоев атмосферы. На внешней поверхности обтекателя размещены аэродинамические рули, для управления по крену на участках полёта 1 и 2 ступеней.
Система управления была разработана НПО АП в процессе совершенствования характеристик СУ ракет 15Ж44 и 15Ж52. Особенностью СУ являлось решение ряда новых задач:
- восстановление информации в вычислителе после воздействия ПФЯВ путем ее перезаписи в оперативное ЗУ из хранителя информации на магнитном диске;
- реализация принципов терминального наведения;
- использование элементной базы повышенной стойкости к ПФЯВ ;
- боевое дежурство ракет с постоянно задействованными командными приборами;
- сопряжение с системой СБУ «Сигнал-А».
Система управления обеспечивает проведение проверок и непрерывный контроль технического состояния ракеты, предстартовую подготовку и старт ракеты, управление полетом и разведение боевых блоков с высокой точностью.
Шахтный вариант ракеты незначительно отличался от железнодорожного. Во-первых принципиально новым двигателем 1-ой ступени. В новом РДТТ было применено более высокоэнергетическое топливо – «Опал», форсированы на 30% расходно-тяговые характеристики (давление в камере сгорания повышено до 100 кгс/см2). Во-вторых в качестве органа управления вектором тяги пиервой ступени используется центральное частично утопленное в камеру сгорания качающееся управляющее сопло. Поворотная часть соединяется с неподвижной с помощью эластичного опорного шарнира. Первая ступень получилась несколько короче и легче. Головной обтекатель ракеты 15Ж60 имел постоянную геометрию(15Ж61 имела складной носовой обтекатель).
Принципиальным отличием ракеты 15Ж60 от ракеты 15Ж61 являлась ее повышенная стойкость к ПФЯВ, обеспеченная за счет:
- защиты конструкции второй ступени специальным многофункциональным покрытием;
- использования системы управления второго уровня стойкости к ПФЯВ;
- оснащения специально разработанной ГЧ 15Ф14 повышенной стойкости к ПФЯВ
В состав ракетного полка входит один БЖРК 15П961 состоящий из:
- трех пусковых модулей с тремя МБР РТ-23УТТХ (9 вагонов);
- командного модуля - командный пункт, вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения и вагон для личного состава (всего 7 вагонов);
- вагона-цистерны с запасами горюче-смазочных материалов;
- трех тепловозов ДМ-62.
Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. ЖДПУ разработана на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135т. Даже чуть меньшеая масса ракеты по сравнению с шахтным вариантом не позволила уложиться в допустимую осевую нагрузку на пу ть (25т.). Для решения этой проблемы был сконструирован трехвагонный сцеп. При старте ракеты, когда нагрузки очень велики, соседние вагоны с помощью специальных устройств «поддерживают» пусковой, обеспечивая его устойчивость. После пуска ракеты, когда вагон в одно мгновение становится легче более чем на сто тонн, специальные устройства
соседних вагонов «догружают» его, прижимая к железнодорожному полотну.
ТПК оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого ЖДПУ
оборудована открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. После остановки, открытия крыши и подъема с помощью ПАДа ТПК в вертикальное положение производится миномтный старт (ПАД обеспечивает подъем ракеты на высоту 20-30м.) при этом ракета отклоняется от вертикали чтобы факел работающего двигателя первой ступени не повредил вагон и
пусковую установку. После окончания действия ПАДа включается маршевый двигатель первой ступени.
В позиционном районе составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются. Боевое дежурство в автономном режиме комплекс может нести в течение одного - двух месяцев. В каждом из локомотивов несла дежурство отдельная локомотивная бригада. В первом локомотиве она состояла из трех офицеров,в остальных - по два солдата срочной службы. Офицерские локомотивные бригады для детального ознакомления с маршрутом периодически откомандировывались на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту. Маршруты боевого патрулирования железнодорожных комплексов простираются на 1500км. от мест базирования. Стрельба
может производиться как с любой точки на маршруте патрулирования, так и непосредственно на станции базирования во время стоянки.
БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов.Три из этих «рефрижераторных» вагонов имеют по восемь колесныхпар. Именно в них находятся ракеты. Остальные вагоны имеют по четыре колесные пары. Повышенная выживаемость комплекса достигается не только за счет его мобильности, но и за счет укрытия состава в период опасности в одном из скальных железнодорожных тоннелей, расположенных на маршрутах боевого патрулирования.
R4.jpg
R5.jpg
R6.jpg
пуск.jpg
TTX 15Ж52 15Ж61 15Ж60
Дальность км. - 10000 - 10100 - 10450
Мощность заряда Мт. 10 ББ по 0.3 - 0.55
Вес ГЧ кг. - 4050 - 4050 - 4050
Длина ракеты м. - 22 - 23,3 -
-без ГЧ м. - - 19 -
Длина ТПК м. - - 22,6 - 22,4
Стартовый вес т. - 104 - 104,5 - 104,8
Вес с пусковым контейнером т . - 126 - 126 -
Первая ступень
- длина, м. - - 9,7 - 9,4
- диаметр, м. 2,4 - 2,4 - 2,4
- вес т. - - 53,7 - 52,5
Вторая ступень
- длина м. - - 4,8 -
- диаметр м. - - 2,4 -
Третья ступень
- длина м. - - 3,6 -
- диаметр м. - - 2,4 -
ЖДПУ
Масса пускового вагона т. более 200
- длина м. 23,6
- ширина м. 3,2
- высота м. 5
С такими машинами ой как приятно работать!!!!
На счёт регенеритивных патронов, все вопросы к Стасу, он спец!!