Сообщение
Стас » Вс сен 19, 2010 20:33
Его навыки руководителя, или, в современном понимании, «ме¬неджера», были заложены в Тифлисской семинарии и позже лишь шлифовались практикой партийной и государственной деятельно¬сти. Изучая под руководством священников тексты Нового и Вет¬хого Заветов, Иосиф Джугашвили не только учился понимать их скрытый смысл. Он постигал, как нужно воспринимать информа¬цию: историческую, социальную, нравственную. Церковь веками развивала и совершенствовала свою систему управления огромны¬ми массами людей, и в эпоху Возрождения не короли правили средневековой Францией, а профессионалы Церкви — изощрен¬ные и тонкие политики кардиналы.
Изучая в семинарии богословие, гражданскую историю, физи¬ку, математику, психологию, логику, русскую словесность, грече¬ский и другие языки и т.д., он не только приобретал запас знаний. Эти предметы дисциплинировали его ум. Научили его ясно, логич¬но, комплексно понимать чужие и выражать свои мысли. В сочета¬нии с усвоением общей и христианской истории это стало для него блестящей школой дипломатии и политики, сделав его самой вы¬дающейся фигурой XX века.
Все пробелы ее учебной программы он восполнял усердным са¬мообразованием: овладением самой разнообразной информацией, определявшей доступные для современных ему людей горизонты представлений об окрркавшем мире. Иосиф Джугашвили жадно поглощал знания из областей естествознания, политической эко¬номии, эстетики, литературы и других сфер образования.
Уже только понимание философии и смысла библейских тек¬стов в сочетании с изучением логики и психологии дали Сталину методологический инструмент в постижении знаний об обществе, которым пользовались и до него все выдающиеся умы человечест¬ва А слияние их с новыми по тем временам марксизмом и диалек¬тическим учением позволило ему подняться на уровень самых об¬разованных своих современников. Постоянно пополняя свои зна¬ния в любых областях деятельности, он поражал специалистов их глубиной и профессиональным пониманием сущности процессов, вещей и явлений.
Неоднократно встречавшийся со Сталиным госсекретарь США Корделл Хэлл восхищенно признавал: «Он наделен необык¬новенными способностями и разумом, а также умением схваты¬вать суть практических вопросов».
Сталин был великолепный оратор и тонкий психолог. Его мане¬ра выступлений неподражаема Академик В. Вернадский, восхи¬щаясь «божьей милостью» умом Сталина, отмечал, что даже «ко¬гда по радио слышится Сталина речь... такая власть над людьми и такое впечатление на людей». И это не случайно. Общаясь со слу¬жителями церкви и верующими, Иосиф Джугашвили рано понял, что беспокоит людей, осознал происхождение и цели их сокровен¬ных надежд, психологические «причины тревог и печалей». Такой опыт стал своеобразной школой социологии и психологии массо¬вого сознания.
Церковь научила его видеть существо устремлений людей, по¬зволяя стать беспристрастным судьей человеческих поступков — строгим, но справедливым. Современники свидетельствовали, что Сталин умел побудить людей откровенно рассказать о своих делах и проблемах и «мог долго с поразительным вниманием выслуши¬вать» их. Переводчик Сталина В. Бережков пишет, что одним из его качеств «было умение слушать. Он вызывал нужных ему людей, как бы случайно затевал разговор и незаметно вытягивал из собеседни¬ка все, что тот знал».
В духовных учебных заведениях он приобрел такие качества по¬ведения, как отсутствие «поспешности, торопливости и смуще¬ния», умение сдерживать «горячие мысли». «Внешне он был спо¬койный, уравновешенный человек, — вспоминал управляющий де¬лами Совнаркома СССР Я.Е. Чадаев, — неторопливый в движении, медленный в словах и действиях. Но внутри вся его натура кипела, бурлила, клокотала. Он стойко, мужественно переносил неудачи и с новой энергией, с беззаветным мужеством работал на своем трудном и ответственном посту».
