АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
Добавлено: Пн мар 13, 2006 16:14
О теме "Авторская песня"
13 марта 2006 года - дата открытия темы.
ПРИМЕЧАНИЕ от 08 декабря 2006 года. ЗА ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ РЯД САЙТОВ, ОСОБЕННО С АУДИОФАЙЛАМИ, БЫЛИ ЗАКРЫТЫ. ПОЭТОМУ НЕКОТОРЫЕ ИЗ ССЫЛОК МОГУТ "НЕ РАБОТАТЬ". ИЩИТЕ НУЖНЫЙ АУДИОФАЙЛ С ПОМОЩЬЮ ПОИСКОВИКОВ. ИНОГДА ОН МОЖЕТ - НА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ - ПОЯВИТЬСЯ НА ДРУГОМ САЙТЕ (обычно, это сайт - третьего уровня, т.е., перед, например, RU будет стоять не одно слово, а два, разделенные точкой).
СОДЕРЖАНИЕ
Статьи, интервью
1. Интервью А. Городницкого «Родство по слову создает народ»
2. А. Городницкий «Одиночки с гитарой»
3. Интервью Т. и С. Никитиных «Нам говорили: придите, помогите – и мы приходили»
4. Ссылка на интервью А. Городницкого «Глупость не относится к числу моих главных недостатков…» газете "Вечерний Новосибирск"
5. Б. Окуджава «Музыка души»
6. Об истории КСП «Сентябрь» (г. Уфа)
7. Ю. Визбор «Три вопроса менестрелям» (интервью журналу "Аврора")
8. Ссылка на статью, поясняющую особенности техники игры на гитаре А. Якушевой "Играем Якушеву!"
9. Фрагменты интервью А. Якушевой и М. Кусургашева "Песня на два голоса"
10. Л. Левин "Авторская песня // Эстрада в России. ХХ век".
11. Ссылка на статью Ю. Лореса "Авторская песня как театр одного актёра"
12. Ссылка на статью В. Кузьменко «Предисловие к песне»
Песни (ссылка на аудиофайл или аудиофайлы, если есть несколько вариантов исполнения, текст с аккордами, в списке указан автор или исполнитель)
1. Н. Лисица «Вальс в ритме дождя»
2. Квинтет п/у С. Никитина «Я люблю»
3. А. Суханов «Песенка туристов» из к/ф «А зори здесь тихие», исп. С. Куликов
4. Ссылка на аудиотеку сайта КСП «Поиск» (г. Саров)
5. В. Егоров «Друзья уходят»
6. В. Берковский «Вспомните, ребята»
7. Г. Хомчик «Осень» (авт. И. Левинзон)
8. Ю. Визбор «Речной трамвай»
9. А. Якушева «В речке Каменной»
10. А. Городницкий «Моряк, покрепче вяжи узлы»
11. Квинтет п/у С. Никитина «Лошади в океане»
12. А. Городницкий «Аэропорты XIX века»
13. О. Митяев «Лето - это маленькая жизнь»
14. Ссылка на сайт классической музыки (администратор сайта - Аркадий Чубрик)
15. Ж. Бичевская «Родник» (авт. Иеромонах Роман)
16. Ссылка на CD Ж. Бичевской «К-141», памяти АПРК "Курск"
17. Ю. Кукин «Гостиница»
18. В. Егоров «Дожди»
Несколько позднее добавлены песни (стр. 9), завершающие примеры АП:
19. Б. Есипов "Маленькая баллада о большом человеке" (памяти Валерия Грушина)
20. Ю. Визбор "Серега Санин"
21. Ю. Визбор "Домбайский вальс"
22. Ю. Визбор "Цена жизни"
23. Ю. Визбор "Военные фотографии"
24. Ю. Визбор "Три минуты тишины"
25. Ю. Визбор "Нам бы выпить перед стартом"
26. О. Митяев "Челябинск"
27. О. Митяев "На далекой Амазонке" (только аудиофайл из архива)
28. О. Митяев "Аксинья" (только аудиофайл из архива)
29. О. Митяев "С добрым утром, любимая" (только аудиофайл, с концерта)
30. О. Митяев "Принцесса Непала" (только аудиофайл, с концерта),
а также ссылка на интервью Новеллы Матвеевой
"Заключительный аккорд":
31. "Темная ночь", исп. Марк Бернес
32. 26 апреля 2006 года, когда прошло 20 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС, добавлена песня "Восемь физиков" ("Сёстры мечутся..."), стихи Вадима Егорова, музыка и исполнение Сергея Стеркина. Приведены только текст (без аккордов) и ссылка для прослушивания (не для закачки) аудиофайла. Песня была написана задолго до аварии на ЧАЭС.
33. Н. Дудкина "У хороших людей..."
34. А. Рудниченко "Почтовый дилижанс" (любимая песня Р.В. Хохлова, из документального фильма его памяти, показан летом 2006 по ТВ-каналу "Культура")
35. "Вальс при свечах"
36. А. Брунов "Мама"
37. "Истина", исп. А. Брунов
38. Б. Вахнюк "Глаза, зеленоватые слегка", исп. автор
39. А. Дольский "Мне звезда упала на ладошку"
40. А. Дольский "Март. Сумерки"
41. А. Дольский "Посещение маленького принца"
42. Н. Проставов, В. Чечет "Пять ребят"
43. А. Крупп "Следы ровесников моих"
44. Б. Окуджава "Пожелание друзьям" ("Давайте восклицать..)
45. Г. и С. Брусницыны "Новогодняя песенка". Её видеоклип, созданный авторами песни, занял первое место на конкурсе новогодних поздравлений-музыкальных видеоклипов в 2006/2007 гг. Конкурс проводил холдинг RAMBLER.
Комментарии, мнения, ответы, вопросы, реплики посетителей.
*************************************************************************
ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСАНДРА ГОРОДНИЦКОГО
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
Александр Городницкий: «Родство по слову создает народ»
С А. Городницким беседовала И. Алексеева
– Александр Моисеевич, что она все-таки для вас значит, авторская песня как жанр?
– Прежде всего нужно начать не с авторской песни, а с песни вообще, потому что человек рождается под звуки песни – колыбельной, и когда он уходит, тоже какая-то музыка звучит, и всю нашу жизнь так или иначе сопровождает какая-то музыка. И как написано у замечательного поэта Давида Самойлова, «и два беспамятства – начала и конца – меня обнимут музыкальным кругом». Для меня авторская песня, как и для каждого человека, началась еще в бессознательном возрасте, когда я впервые услышал, как надо мной поют колыбельную песню…
…Авторская песня должна отличаться от всех других песен, даже от эстрадных, как бы ни были хороши эстрадные песни. Потому что эстрада, это когда человек выходит на освещенную прожекторами сцену и через микрофоны общается с аудиторией, он там, а они здесь – это уже совсем другой вид искусства. А вот когда песня возникает просто так, у костра, за столом, в походе, в камере, в вагоне – вот тут уже есть потребность в душевном излиянии. Вот именно эта зыбкая грань и отличает для меня авторскую песню.
Нет такой специальности – барды, есть поэзия под музыку, а если нет поэзии, то ни гитара, ни саксофон, ни фортепиано, ничего в лучшую сторону не изменят и не спасут. Поэтому я не очень понимаю, что такое барды, если приличными мелодиями хотят затмить свои плохие тексты. Пусть лучше пишут на чужие стихи, но желательно хорошие. Вот, например, Берковский, Никитин, Дулов, Клячкин, Суханов и многие другие на классические стихи писали совершенно замечательные песни, вот это и есть авторская песня…
– Как вы считаете, с чем связана такая девальвация личности, куда потерялась личность? Мне кажется, последние 10 – 15 лет у людей какая-то растерянность перед жизнью, проявляется какое-то рабское отношение к жизни, ведь если человек свободен, он живет по своим законам и в камере, и в квартире, и в Кремле...
– Я абсолютно согласен с тем, что ты говоришь. Это общий кризис не только в авторской песне, это общий кризис личности. Как писал Андрей Вознесенский, "какое время на дворе, таков Мессия". А время на дворе как раз не очень благоприятное, не потому, что у нас такая тирания, какая была при Сталине, а потому, что обесценились какие-то человеческие ценности, вместо любви – секс (я не против секса, но он не заменяет любовь), в моде мыльные оперы, какая-то бездумность, тяжелый рок и так далее, то, что не соответствует полной глубине восприятия окружающего мира и человеческих отношений, ну и поэтому время не самое лучшее для душевных песен, как живут, так и поют…
– Как вы считаете, если авторы, пишут песни и не касаются этих проблем – это что, желание быть над схваткой?
– Их просто эти проблемы не волнуют, это не у меня, а у них надо спрашивать. Ведь, например, Тимур Шаов пишет об этом, и довольно резко. А о том, что сегодня авторская песня ушла в развлекаловку и в обсуждение мелких социальных проблем, я могу выразить только сожаление. Если авторская песня в 60-е годы была как острие шпаги в борьбе с несправедливостью – Галич, Высоцкий, Окуджава, Юлий Ким, то сейчас этого ничего нет, а раз ничего нет, то и уровень совсем не тот. О чем поют на Грушинском? – о чем угодно, а о серьезных проблемах не поют, значит, получается, что там это никому не интересно, жизнь сама по себе, а эти ребятки сами по себе… Мне такую песню слушать неинтересно.
– На каких фестивалях за последний год вам было действительно интересно, так, что не хотелось уезжать?
– Нет, по художественной части везде было неинтересно, никаких ярких имен на этих фестивалях, по существу, не было, потому что, если люди появляются, они появляются помимо фестивалей – тот же Григорий Донской, Олег Медведев из Забайкалья, Марик Мерман из штата Арканзас, хотя Марика Мермана мы сделали лауреатом на последнем Всесоюзном фестивале авторской песни в Таллине в 1988 году … а так, на фестивалях особо яркие авторы не появляются…
– А если говорить о науке, в каком она сейчас состоянии? Является ли это объектом ваших переживаний или вы довольны тем, что сейчас происходит в океанологии?
– Наука в России сейчас в плачевном состоянии, лишившись финансирования с распадом ВПК, она находится в состоянии стагнации. Молодежь разбежалась, я имею в виду фундаментальную науку, не прикладную. Сама организация – Академия наук является бюрократической, нежизнеспособной и полностью себя дискредитировавшей. Поэтому те реформы, которые сейчас собираются делать в науке, принципиально необходимы. Другое дело – как их делать, потому что у нас хотят как лучше, а получается, как всегда.
По существу, мы потеряли всю молодежь, молодежь бежит из науки, бежит из страны, и правильно делает! Потому что нет условий для жизни научных работников. Если ученый, доктор наук, профессор получает три тысячи рублей в месяц, как в нашем институте, а кандидат наук получает меньше двух, то о какой науке может идти речь… Люди не могут выжить на эту зарплату, им приходится заниматься еще чем-то другим или вообще бросить эту науку…