Берлога писателя

Лирика

Модератор: PS

Аватара пользователя
Совёнок
Сообщения: 10058
Зарегистрирован: Чт янв 19, 2012 21:06

Re: Берлога писателя

Сообщение Совёнок » Пт авг 03, 2012 1:18

Позвольте и мне высказаться по поводу вашего рассказа, Владимир. Я попробовала сделать что-то вроде мини-анализа, потому что произведение мне действительно понравилось, не жалко было потратить на его осмысление определенное время. Буду рада, если мои суждения вас заинтересуют. Хочу лишь оговориться: возможно, некоторые мои идеи вам покажутся совершенно нереальными, ошибочными, не отвечающими сути того, что вы хотели сказать. Но я хочу подчеркнуть: ни один из моих выводов не был голословным, все трактовки основывались ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на тексте! Другое дело, что иногда текст допускает наличие разных точек зрения, но все же... Терпеть не могу филологов, которые разливаются мыслию по древу и сыпят бездоказательными теориями. Из-за этого, может, литературоведение и приобрело репутацию болтологии и схоластики. Нет! Я люблю четкость и ясность. Надеюсь, мне хотя бы в первом приближении удалось этого достичь. А нет - так вы хотя бы будете знать, что я пыталась :)


Конфликт произведения, очевидно, оригинальным назвать нельзя. Неразрешимое противоречие между «личным» и «общественным» – стандартный двигатель сюжетов трагедий еще со времен античности. А трагичность финала сомнений не вызывает. Впрочем, кроется она не в том, что «все умерли». Это, пожалуй, было бы слишком банально. Нет-нет, напряженность ситуации гораздо более глубока и, наверное, значительна. Однако обо всем по порядку.
Для начала необходимо, наверное, определиться с жанром произведения, форма которого тяготеет к рассказу. Об этом говорит относительно малое количество действующих лиц и сюжетных линий и связанная с этим достаточная простота сюжета. Впрочем, при более детальном рассмотрении в произведении можно обнаружить следы жанра детектива и драмы. Последняя проявляется в большом количестве диалогов, которые и несут основную нагрузку по характеристике героев.
Обращает на себя внимание начало произведения, где претендующие на лиризм фрагменты (после дневной жары наступившая ночь принесла облегчение; прохлада, наконец, одолела июльский зной; яркие звезды… высветились во всей своей красоте, завладев на секунду вниманием) достаточно регулярно чередуются с описанием характера военных действий и очевидно контрастируют с такими разговорными выражениями, как «готовы были расплавиться мозги», «сортир стоял в двух десятках шагов». Особенно ярко этот контраст проявится и подтвердится мыслью Алексея, возникшей в первые минуты счастливой встречи с Ольгой: «... Ты положила руку на плечо, и сквозь рубашку и пиджак я почувствовал, как она жжет, словно крапива по голой коже... Игра начала захватывать. В глубине воспоминаний вдруг стали растворяться будни, грязь полевого бытия, постоянное напряжение нервов, готовность к смертельной схватке, бессонные ночи, вся жестокость войны». Противопоставление жизни и любви смерти и войне, как мне кажется, достигает кульминации в сцене утреннего разговора Иванцовой и Каратова. Совершенно простое, на первый взгляд, предложение («Как это часто бывает на войне, ночь выдалась бессонная») хочется перечитывать снова и снова, ведь перед нами тот редкий случай, когда содержание сказанного значительно глубже своей формы и имеет в своей основе сочетание несочетаемого. Обобщение в начале предложения, предполагающее образ разрушения («как это часто бывает на войне»), противопоставлено сути фразы в целом, ведь читатель знает, что ночь была бессонной не из-за взрывов снарядов и перестрелок, а из-за любви, силы созидательной по самой сути своей.
Поскольку вскользь уже были упомянуты некоторые действующие лица рассказа, продолжу свой анализ рассмотрением системы персонажей произведения. Доминантное положение в ней занимают три героя, оказавшихся в ситуации выбора: генерал-полковник Рокотов, вынужденный выбирать между жизнью одного человека и десяти тысяч (а количественный перевес в таких случаях, как мы знаем, процесса принятия решения не облегчает), сержант Иванцова, выбирающая между осведомленностью и неведением (впрочем, не полным, ведь девушка догадывается о том, что, скорее всего, не вернется) и, наконец, капитан Каратов. Последний несет особенно серьезную идейную нагрузку, так как вынужден решать обе вышеназванных проблемы: он «ставит на чаши весов» жизнь одной, но очень любимой женщины, и судьбы многих людей, которые для него не менее важны (достаточно посмотреть на это его «проверил наличие сухих пайков – неизвестно, кто и когда будет их кормить»).
Особенно знаменательно, что до этого момента Алексей не отличался особенной решительностью. Ольга, ни разу не упрекнувшая его за исчезновение восемь лет назад, несколько раз отмечает это его качество, очевидно, с обидой, которую, быть может, не осознает до конца: «Нет, не дождусь я сегодня крепкого мужского поцелуя! Ты опять, как в школе», «Я тогда тоже думала, что не дождусь», «Плохо мечтал, раз смог положить только в последний день». И, наконец, заставляет задуматься мысль самого героя: «Правда, смущало, что он никогда не играл раньше с Ольгой. Видимо, просто боялся» (чего? того, что ему откроется в возлюбленной – «игра раскрывала многих», или того, что откроется ей?).
Но в конце произведения Каратов меняется. Со мной могут спорить, я и не претендую на истину, но мне кажется, что герой стал сильнее, «взрослее», что ли, в чем ему несомненно помогла Ольга. Не случайно одними из последних слов девушки (до долгожданного и долго утаиваемого признания в любви) была мольба о суровом мужестве, где она буквально вынуждает его взять на себя ответственность за ее судьбу: «Стой! Молчи! Молчи, капитан! — мягкий металл в голосе превратился в сталь. — Ты ведь знаешь... ты знаешь то, что нельзя знать мне! Да? Так? Я... я чувствую... Ведь нельзя мне знать? Так? Молчи! Молчи, капитан! Молчи, Алешенька! Ты же солдат! Ты не имеешь права! Я тебе приказываю — молчи! Все!»
И Алексей решается. Прорыв происходит не только на поле сражения, но и в его душе. Да, этот прорыв героя ломает, заставляет броситься на амбразуру в прямом смысле этого слова, но он совершается.
Безусловно, замечателен финал рассказа, трагизм которого (я обещала показать свое видение его еще в начале анализа) заключен в словах генерала Рокотова: «А в остальном ты прав, полковник Клин. На верную смерть, не дав ни малейшего шанса…» В этом многоточии все: и понимание того, что теперь случившееся будет с ним всегда, и ужас войны, заставляющей принимать безжалостные по сути своей и тяжелейшие решения… И вот это уже – подлинная трагедия, причем не только Рокотова или Каратова (не случайно в рассказе не приведен ни один топоним, не даны названия местности, населенных пунктов, фронта – везде предельное обобщение), но и всего человечества.
Debes, ergo potes
Изображение

Владимир Куницын
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 11:48

Re: Берлога писателя

Сообщение Владимир Куницын » Пт авг 03, 2012 2:37

Совёнок писал(а):Позвольте и мне высказаться по поводу вашего рассказа...
Если честно, я в шоке.
Нет, нет, Совенок, не от ваших речей. Я в шоке от уровня детального анализа произведения, который никак не ожидал увидеть на этом сайте. За семь лет моей литературной деятельности, сталкиваюсь с таким разбором третий раз.
Первый раз ответственный секретарь литературного журнала ни с того, ни с сего разобрал по косточкам мой "Черный плащ Города", и тем самым убедил меня, что писать мне нужно. Мы дружим с ним уже шестой год по телефону и интернету, хотя ни разу не встречались в живую.
Второй раз это сделала учительница с какими-то крутыми титулами, типа "Учитель года", когда включила мой рассказ "Теорема Ролля" в программу литературы физмат школы. С ней мне познакомиться не удалось.
И вот третий. Совенок, вы кто? Нет, конечно, видно, что литературоведение вам не чуждо. Но все-таки.
И еще очень хочу вас поблагодарить за анализ.
Я знаю, что это не простая работа, но выполнена она на высоком профессиональном уровне. Снимаю шляпу.

Аватара пользователя
Совёнок
Сообщения: 10058
Зарегистрирован: Чт янв 19, 2012 21:06

Re: Берлога писателя

Сообщение Совёнок » Пт авг 03, 2012 7:57

Владимир, собственно, ничего удивительного, необычного здесь нет. Я филолог, только что получивший диплом, поэтому больший или меньший профессионализм все-таки присутствует. Но, разумеется, до уровня сотрудников толстых литературных журналов, а тем более - заслуженных учителей, мне далеко :) Просто уже на автомате срабатывает потребность в анализе и некоторые аналитические приемы. Уж что-что, а это на фифаке за пять лет вбивают в подсознание высококлассно :lol: Нам, помню, на первом курсе так и сказали: готовьтесь, через несколько лет вы не сможете читать книгу, как обычные, нормальные люди, и просто наслаждаться сюжетом. Вот это, видимо, и произошло. Впрочем, я предпочитаю считать себя все-таки лингвистом, потому что литературоведы (причины я уже обозначила) меня никогда слишком не привлекали :)
Спасибо за добрые слова и за то, что дали пищу для размышлений своим произведением :)
Debes, ergo potes
Изображение

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Re: Берлога писателя

Сообщение PS » Пт авг 03, 2012 11:50

А я о буквах... Вспомнил старый свой рассказик. :)

PS » Вт янв 13, 2009 12:29 pm

- Я принес вам буквы, - сказал Краххр, - они помогут вам.
- Как это? - спросил вождь племени.
Краххр зашевелился, крылья его развернулись и на внутренней их стороне стали видны какие-то знаки.
- Вот смотри, - сказал он, - ты произносишь звук, предположим А. Ему соответствует вот этот знак.
Дракон неуклюжей лапой показал на изображение. - И всем остальным звукам соответствуют знаки.
- Зачем это нам? - не понял вождь.
- А затем, что вас уже много и скоро некоторые из вас захотят жить отдельно. Они уйдут в другие места, но вы сможете с помощью этих знаков передавать свои мысли им.
- Послушай, но ведь мы с тобой общаемся вообще без слов...
- Со мной - да. Но не между собой. Вы потеряли это умение... Поэтому бери охру и рисуй эти знаки на стене пещеры. А я расскажу тебе об их значении.
......................................................................................................
PS » Вт янв 13, 2009 10:28 pm

- Я ухожу, - сказал Краххр, - времени осталось мало. Задавайте вопросы, дети Другой Земли.
- Что нам делать, Змей?
- Жить, ученики мои.
- Как?
- Я научил вас. Как смог. Земля теперь ваша. Моё время кончается.
- А ты будешь приходить к нам?
- Я всегда буду с вами. Приходить - не уверен. Иногда навестить - да.
Вы потомки мои и на самые интересные вопросы ваши всегда найдутся ответы.
Крылья мои останутся со мной, но они принадлежат и вам. Тем, которые осмелятся примерять их на себя.
.....................................................................................................................................
PS » Вт май 05, 2009 9:33 pm

Девушка улыбнулась и сказала: "Привет".
- Ну привет, - ответил я. Настроения улыбаться и говорить не было никакого.
Пью себе пиво и пью. Она подошла к стойке, взяла салфетку, достала из куртки ручку, присела напротив меня и стала выводить на салфетке каракули. Ассоциации возникли моментально, сколько ж раз я запрещал себе вспоминать глупости, вбитые в память... А толку? Кара-Куль, черное озеро, овечки рядом пасущиеся, каракуль, фигня похожая на шерсть барашков, завиточки. Буковки вьющиеся...
- Ты зачем это делаешь?
- Напоминаю тебе о прошлом, о буквах. Память вечна. А ты нет. Вспомни древнюю и мудрую вязь букв.
Вспомни дракона, учителя твоего. И моего.
.....................................................................................................................
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Владимир Куницын
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 11:48

Re: Берлога писателя

Сообщение Владимир Куницын » Пт авг 03, 2012 21:19

PS писал(а):А я о буквах... Вспомнил старый свой рассказик. :)
Серега... Ну зачем обязательно драконы...

Кракобумберы же есть... :D :D

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Re: Берлога писателя

Сообщение PS » Пт авг 03, 2012 21:28

Пысикамберы и Вовокунцейны, допустим :D
Не слишком ли прямолинейно ты мыслишь для писателя? Или берлога - намек? :D
Кто там писал на предмет того, что писатель придумывает образы, а дальше герои живут сами по себе?
......................................................................................................................................................................................
...Дело в том, что я ними ничего не делал. Я только их нарисовал. А дальше они сами.Все сами. (с) - твоя цитата в посте от 02.08.2012... :D
В "Обыкновенном Чуде" похожая фраза уже звучала... :) Только из уст Волшебника, а не из Берлоги Писателя. :lol:
Ну у меня вот такой подход... чтобы шевелился. Ведь есть, главно дело, чем шевелить!
Совёнку - респект, мы в филфаках не кончали :D , поэтому как умею, так и рецензирую. Но! Владимира... как бы сказать-то... тормошить надо.
А то годами нидаждёсся. А тут вот он! Бодрый такой. :agree: Я рад!
..................................................................................................
Как Смоленск? У меня там товарищ похоронен, много лет не был, хочу навестить...
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Владимир Куницын
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 11:48

Re: Берлога писателя

Сообщение Владимир Куницын » Пт авг 03, 2012 22:33

Совёнок писал(а): Нам, помню, на первом курсе так и сказали: готовьтесь, через несколько лет вы не сможете читать книгу, как обычные, нормальные люди, и просто наслаждаться сюжетом. Вот это, видимо, и произошло.


Это удел не только филологов. Чтобы читатели могли наслаждаться, автор должен стать ремесленником.
Впрочем, я предпочитаю считать себя все-таки лингвистом, потому что литературоведы (причины я уже обозначила) меня никогда слишком не привлекали :)
Между тем разбор профессионален с точки зрения литературоведения. Что касается языкознания, хотите подскажу некоторые неточности в построении фраз в вашем анализе? Или мы согласимся, что форум - это не место, где главное чистота языка? :)

Владимир Куницын
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 11:48

Re: Берлога писателя

Сообщение Владимир Куницын » Пт авг 03, 2012 22:49

PS писал(а):Кто там писал на предмет того, что писатель придумывает образы, а дальше герои живут сами по себе
Я. Тока драконы это моветон.

Совёнку - респект, мы в филфаках не кончали :D


:lol: :lol: :lol:
Ну ты пошляк! :lol: :lol: :lol:
Как Смоленск? У меня там товарищ похоронен, много лет не был, хочу навестить...
приезжай, в чем вопроос... :)

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Re: Берлога писателя

Сообщение PS » Пт авг 03, 2012 23:01

За драконов скажу одно - у каждого свои образы. "...Они живут сами, я их просто нарисовал..."(с) :D А тон-моветон - это дело вкуса... Есть поговорка - Свежо предание, да верится с трудом. Мой второй командир в Мирном был неплохим лингвистом, поэтому говорил так - Свежо питание, да серится с трудом. :D Вроде моветон.
Но! Сколько глубокой народной мудрости, фонетических созвучий и сохранения истинного, посконного смысла высказывания! Вы знаете, Владимир, чем глубже я вникаю в историческую подоплёку этого незатейливого выражения, тем ярче высвечивается перед моим внутренним взором простое, незамысловатое житьё-бытьё российской глубинки. В нем "питание" было понятней, чем "предание", а "серится" ближе, чем "верится"...
Как такой анализ? :lol: :lol: :lol:
............................................................
Я сужу на уровне свой-чужой. Мне понравилось... а препарироать - это к специалистам. :)
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Re: Берлога писателя

Сообщение PS » Пт авг 03, 2012 23:16

Владимир Куницын писал(а):
приезжай, в чем вопроос... :)
Заметьте, это не я предложил.(с) :)
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Re: Берлога писателя

Сообщение PS » Пт авг 03, 2012 23:30

Владимир Куницын писал(а):
Это удел не только филологов. Чтобы читатели могли наслаждаться, автор должен стать ремесленником.
Володя, я строитель. Ремесленники строят Черемушки, а Авторы - вечный вопрос великого Гауди в Барселоне... или здание Университета на воробьиных горах... или Исаакий...
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Владимир Куницын
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 11:48

Re: Берлога писателя

Сообщение Владимир Куницын » Пт авг 03, 2012 23:56

PS писал(а):За драконов скажу одно - у каждого свои образы. "...Они живут сами, я их просто нарисовал..."(с) :D А тон-моветон - это дело вкуса... Есть поговорка - Свежо предание, да верится с трудом. Мой второй командир в Мирном был неплохим лингвистом, поэтому говорил так - Свежо питание, да серится с трудом. :D Вроде моветон.
Но! Сколько глубокой народной мудрости, фонетических созвучий и сохранения истинного, посконного смысла высказывания! Вы знаете, Владимир, чем глубже я вникаю в историческую подоплёку этого незатейливого выражения, тем ярче высвечивается перед моим внутренним взором простое, незамысловатое житьё-бытьё российской глубинки. В нем "питание" было понятней, чем "предание", а "серится" ближе, чем "верится"...
Как такой анализ? :lol: :lol: :lol:
............................................................
Я сужу на уровне свой-чужой. Мне понравилось... а препарироать - это к специалистам. :)
Эко тебя драконы-то проняли. :D
Успокойся, я сам Дракон по гороскопу. Я принес Вам буквы... :) :) :lol:

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Re: Берлога писателя

Сообщение PS » Сб авг 04, 2012 0:24

Владимир Куницын писал(а): Успокойся, я сам Дракон по гороскопу. Я принес Вам буквы... :) :) :lol:
Береги их. :)
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Владимир Куницын
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 11:48

Re: Берлога писателя

Сообщение Владимир Куницын » Сб авг 04, 2012 0:39

PS писал(а): я строитель. Ремесленники строят Черемушки, а Авторы - вечный вопрос великого Гауди в Барселоне... или здание Университета на воробьиных горах... или Исаакий...
Архитектуру и литературу сравнивать нельзя. Все равно, что ширину и температуру.

Владимир Куницын
Сообщения: 803
Зарегистрирован: Пн фев 11, 2008 11:48

Re: Берлога писателя

Сообщение Владимир Куницын » Сб авг 04, 2012 0:43

PS писал(а):
Владимир Куницын писал(а):
приезжай, в чем вопроос... :)
Заметьте, это не я предложил.(с) :)
Экскурсию, км на 10 пешком, гарантирую.

Ответить