АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
Модератор: PS
- Николай Смирнов
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: Чт янв 12, 2006 15:36
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Заключительный аккорд
Завершается "моя" часть темы «Авторская песня». И завершается она песней, прошедшей через года, десятилетия. Вот что писал об этой песне Юрий Визбор:
«...Мне кажется, что невозможно слушать исполнение одного из самых глубоких произведений о войне - песни "Темная ночь", отрешась от Марка Бернеса. Эту песню пытались исполнять очень хорошие певцы, чьи вокальные данные были несомненно выше данных первоисполнителя. Но та мера боли, вложенная Бернесом в сорок третьем году именно в исполнение этой песни, делает это произведение, на мой взгляд, совершенно недосягаемой вершиной исполнительского творчества. {...} Только песня, пропущенная, как кровь, через сердце, становится высоким, волнующим искусством...»
Эта песня – не АП и никогда не была АП, она стала классикой. Но её тоже поют у костров, в экспедициях, везде... Настоящее искусство не стареет.
Приближается День Победы...
ТЕМНАЯ НОЧЬ
Муз. Н.Богословского Сл. В.Агатова
Из к/ф "Два бойца"
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!
1943/1944
Текст и аккорды (аппликатуры весьма сложные):
http://akkord.li.ru/temnaja_noch-3750-p ... ix_vremen/
Аудиофайл (оцифровка пластинки на 78 оборотов в минуту, выпущенной в те годы, никакой частотной коррекции не вводилось, убраны только сильные «щелчки»). Шорох патефонной пластинки перенесет нас через годы:
http://retro.samnet.ru/music/phono/war/ ... a_noch.mp3
"Моя" часть темы «Авторская песня» (следовало бы назвать её «Знакомство с авторской песней») завершена.
«...Мне кажется, что невозможно слушать исполнение одного из самых глубоких произведений о войне - песни "Темная ночь", отрешась от Марка Бернеса. Эту песню пытались исполнять очень хорошие певцы, чьи вокальные данные были несомненно выше данных первоисполнителя. Но та мера боли, вложенная Бернесом в сорок третьем году именно в исполнение этой песни, делает это произведение, на мой взгляд, совершенно недосягаемой вершиной исполнительского творчества. {...} Только песня, пропущенная, как кровь, через сердце, становится высоким, волнующим искусством...»
Эта песня – не АП и никогда не была АП, она стала классикой. Но её тоже поют у костров, в экспедициях, везде... Настоящее искусство не стареет.
Приближается День Победы...
ТЕМНАЯ НОЧЬ
Муз. Н.Богословского Сл. В.Агатова
Из к/ф "Два бойца"
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!
1943/1944
Текст и аккорды (аппликатуры весьма сложные):
http://akkord.li.ru/temnaja_noch-3750-p ... ix_vremen/
Аудиофайл (оцифровка пластинки на 78 оборотов в минуту, выпущенной в те годы, никакой частотной коррекции не вводилось, убраны только сильные «щелчки»). Шорох патефонной пластинки перенесет нас через годы:
http://retro.samnet.ru/music/phono/war/ ... a_noch.mp3
"Моя" часть темы «Авторская песня» (следовало бы назвать её «Знакомство с авторской песней») завершена.
Последний раз редактировалось Николай Смирнов Пн апр 17, 2006 17:51, всего редактировалось 3 раза.
- Бpycниka
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вт дек 27, 2005 22:15
- Откуда: Сейчас -Москва, а родом - из детства: с.ш.№12,81-й г.в.,"ашка".
- Контактная информация:
Re: Заключительный аккорд
Вот мы с мужем и не смогли тоже отрешиться:), использовали кусочек т о й аранжировки.Николай Смирнов писал(а):...Вот что писал об этой песне Юрий Визбор:[/color]«...Мне кажется, что невозможно слушать исполнение одного из самых глубоких произведений о войне - песни "Темная ночь", отрешась от Марка Бернеса...»
Правда, по нашим данным - 43-го года.
А еще с давних пор помню интервью самого Никиты Богословского, в котором он говорил об ошибке в мелодии, исполненной Бернесом, обясняя это скоростью репетиции и съемок (весь киносюжет и его репетиция, включая знакомство с новой песней заняли около 2х часов, поэтому неудивительно, что мелодия была пропета не совсем верно).
Понимаю композитора, акцентирующего внимание на ошибке, ведь сочиняя мелодию он руководствовался своим наитием, помноженным на профессионализм. Поэтому, в нашем варианте "для истории" сохранена правильная мелодия этой замечательнейшей песни.
http://music.lib.ru/editors/b/brusnicyn ... naja_nochx
- Николай Смирнов
- Сообщения: 329
- Зарегистрирован: Чт янв 12, 2006 15:36
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Вопрос
Уважаемая Галина!
А это точная информация о несоответствии между исполнением Марком Бернесом и написанным Никитой Богословским?
Я посмотрел ноты песни (для фортепиано) в нескольких сборниках. Всё соответствует исполнению Марком Бернесом.
К тому же вот отрывок из интервью Никиты Богословского:
Вспоминает композитор Никита Богословский: "Как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: "Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни". И так поразительно поставил, точно, по-актерски, сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию "Темной ночи". Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни... Поэт Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же очень быстро, почти без помарок, написал стихи на уже готовую музыку.
Дальнейшее происходило, как во сне. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после бесчисленных съемочных сцен, уже глубокой ночью (!) раздобыли гитариста, поехали на студию и, в нарушение правил, взломав замок в звуковом павильоне, записали песню. И Бернес, обычно долго и мучительно "впевавшийся", спел ее так, как будто знал много лет". Наутро актер снялся в эпизоде уже под готовую фонограмму.
Моя рабочая гипотеза такая. В фильме Марк Бернес спел так, как написал композитор. Но фонограммы фильма у меня нет. Первую грампластинку с "Темной ночью" записал Леонид Утесов (я её не слышал). Марк Бернес записал песню на пластинку позднее. (Причем на фронтах песня появилась и раньше фильма, и раньше пластинок. Как? Никто не знает). Возможно, отличие появилось на этом этапе. А ноты в сборниках - с молчаливого согласия Никиты Богословского - были скорректированы на исполнение Марком Бернесом в варианте грамзаписи. Кстати, отличие в датах - 1943 или 1944 - это отличие между годом выхода фильма и годом издания стихотворного сборника. И если Вы работали над своим вариантом по фонограмме фильма (при условии правильности моей гипотезы) - то вдвойне Вам честь и хвала, Вы не просто восстановили "историческую" справедливость, Вы дали свою трактовку первоначального варианта исполнения Марком Бернесом.
Ваше исполнение песни - это удачное, самостоятельное прочтение задуманного композитором (в конце концов, вопрос о точности передачи мелодии - второстепенный, главное то, что было написано в интервью Юрия Визбора) и поэтом. Спасибо!
В одном из своих постингов Вы говорили о песнях про ракетчиков, очень большое количество текстов песен самых разных жанров есть на сайте "Притяженье Земли":
http://sw72.narod.ru/songs/space.htm
УСПЕХОВ!!!
А это точная информация о несоответствии между исполнением Марком Бернесом и написанным Никитой Богословским?
Я посмотрел ноты песни (для фортепиано) в нескольких сборниках. Всё соответствует исполнению Марком Бернесом.
К тому же вот отрывок из интервью Никиты Богословского:
Вспоминает композитор Никита Богословский: "Как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: "Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни". И так поразительно поставил, точно, по-актерски, сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию "Темной ночи". Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни... Поэт Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же очень быстро, почти без помарок, написал стихи на уже готовую музыку.
Дальнейшее происходило, как во сне. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после бесчисленных съемочных сцен, уже глубокой ночью (!) раздобыли гитариста, поехали на студию и, в нарушение правил, взломав замок в звуковом павильоне, записали песню. И Бернес, обычно долго и мучительно "впевавшийся", спел ее так, как будто знал много лет". Наутро актер снялся в эпизоде уже под готовую фонограмму.
Моя рабочая гипотеза такая. В фильме Марк Бернес спел так, как написал композитор. Но фонограммы фильма у меня нет. Первую грампластинку с "Темной ночью" записал Леонид Утесов (я её не слышал). Марк Бернес записал песню на пластинку позднее. (Причем на фронтах песня появилась и раньше фильма, и раньше пластинок. Как? Никто не знает). Возможно, отличие появилось на этом этапе. А ноты в сборниках - с молчаливого согласия Никиты Богословского - были скорректированы на исполнение Марком Бернесом в варианте грамзаписи. Кстати, отличие в датах - 1943 или 1944 - это отличие между годом выхода фильма и годом издания стихотворного сборника. И если Вы работали над своим вариантом по фонограмме фильма (при условии правильности моей гипотезы) - то вдвойне Вам честь и хвала, Вы не просто восстановили "историческую" справедливость, Вы дали свою трактовку первоначального варианта исполнения Марком Бернесом.
Ваше исполнение песни - это удачное, самостоятельное прочтение задуманного композитором (в конце концов, вопрос о точности передачи мелодии - второстепенный, главное то, что было написано в интервью Юрия Визбора) и поэтом. Спасибо!
В одном из своих постингов Вы говорили о песнях про ракетчиков, очень большое количество текстов песен самых разных жанров есть на сайте "Притяженье Земли":
http://sw72.narod.ru/songs/space.htm
УСПЕХОВ!!!
Последний раз редактировалось Николай Смирнов Пн апр 17, 2006 14:11, всего редактировалось 3 раза.
- jogik-v-tumane
- Сообщения: 2665
- Зарегистрирован: Пн окт 31, 2005 23:33
- Откуда: Подольск Московской области
- Контактная информация:
- Бpycниka
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вт дек 27, 2005 22:15
- Откуда: Сейчас -Москва, а родом - из детства: с.ш.№12,81-й г.в.,"ашка".
- Контактная информация:
Народ, пасиб за комплементы, жаль, не очень оправдываю (свое ухо слышит ооочень много лишнего), но постараюсь оправдывать впредь с максимальными усилиями.
Николай, я, к сожалению, не могу подтвердлить документально свои слова, т.к. опираюсь только на детское и юношеское восприятие и воспоминание об одном и том же (скорее всего) телеинтервью с НюБогословским (возможно, это была кинопанорама, возможно, какая-нибудь юбилейная программа, но довольно давнишняя, 70-х годов).
Тем не менее точно помню, что видела ее дважды, и когда смотрела второй раз, то обратила внимание, что именно этот момент (единственный, кстати) хорошо запечатлелся с первого раза.
Я в детстве имела вредную привычку о ч е н ь много петь, это была болезнь. Я пела практически весь песенник - совецкого образца сборник - "кирпичик" толщиной см 4, размером с большой карман. Это была настольная книга, к великому сожалению исчезнувшая в процессе переезда из Мирного в Москву.
Кстати, если вдругу кого такой есть - сохранившийся, или "лишний" - куплю как букинистичекскую книжку!!!:)))
Так вот "темная ночь" была из любимейших, и пела всю жизнь так - от мамы доставшуюся мелодию. В кино как раз всегда режет слух, что Бернес упрощает мелодию, то ли пропуская какую-тогармонию, то ли еще как (музыканты-специ объяснят сползахода принципиальное отличие мелодического хода.)
Т.ч. остается тлько поискать в архивах телеинтервью:)))
Николай, я, к сожалению, не могу подтвердлить документально свои слова, т.к. опираюсь только на детское и юношеское восприятие и воспоминание об одном и том же (скорее всего) телеинтервью с НюБогословским (возможно, это была кинопанорама, возможно, какая-нибудь юбилейная программа, но довольно давнишняя, 70-х годов).
Тем не менее точно помню, что видела ее дважды, и когда смотрела второй раз, то обратила внимание, что именно этот момент (единственный, кстати) хорошо запечатлелся с первого раза.
Я в детстве имела вредную привычку о ч е н ь много петь, это была болезнь. Я пела практически весь песенник - совецкого образца сборник - "кирпичик" толщиной см 4, размером с большой карман. Это была настольная книга, к великому сожалению исчезнувшая в процессе переезда из Мирного в Москву.
Кстати, если вдругу кого такой есть - сохранившийся, или "лишний" - куплю как букинистичекскую книжку!!!:)))
Так вот "темная ночь" была из любимейших, и пела всю жизнь так - от мамы доставшуюся мелодию. В кино как раз всегда режет слух, что Бернес упрощает мелодию, то ли пропуская какую-тогармонию, то ли еще как (музыканты-специ объяснят сползахода принципиальное отличие мелодического хода.)
Т.ч. остается тлько поискать в архивах телеинтервью:)))
- Бpycниka
- Сообщения: 1141
- Зарегистрирован: Вт дек 27, 2005 22:15
- Откуда: Сейчас -Москва, а родом - из детства: с.ш.№12,81-й г.в.,"ашка".
- Контактная информация:
Ох, послушать бы щас как интересно было быыыы.....Гоша писал(а):А меня когда-то за свою аранжировку "Темной ночи" назвали осквернителем советской песни.Жюри было очень уважаемое-секретарь горкома,зампредисполкома и т.п.Еще ценный совет дали-отойти с электрогитарами подальше от микрофонов,а то их очень громко слышно.

- jogik-v-tumane
- Сообщения: 2665
- Зарегистрирован: Пн окт 31, 2005 23:33
- Откуда: Подольск Московской области
- Контактная информация:
- jogik-v-tumane
- Сообщения: 2665
- Зарегистрирован: Пн окт 31, 2005 23:33
- Откуда: Подольск Московской области
- Контактная информация:
- jogik-v-tumane
- Сообщения: 2665
- Зарегистрирован: Пн окт 31, 2005 23:33
- Откуда: Подольск Московской области
- Контактная информация:
- jogik-v-tumane
- Сообщения: 2665
- Зарегистрирован: Пн окт 31, 2005 23:33
- Откуда: Подольск Московской области
- Контактная информация:
Ну...эта...к подлюке надо было с лаской и нежностью - вся подлючесть ушла бы...))) Эх, мужики, мужики...Гоша писал(а): Не-а,подлюка
Вчера на шашлыки ездили, мужики скачали кучу старой музыки - Анна Герман, Лещенко, Бернес
...Тёмная ночь..., И платье шилось белое..., Остановите музыку...До свидания наш ласковый Мииша...и прочее, неслось по лесу...ностальгия...
...Каждый летящий в тебя сегодня камень – это один из разбросанных тобою ранее...
...Такая, как есть... Попробуй, пойми...
...Такая, как есть... Попробуй, пойми...