
02.06.2010. РКК "Энергия" им. С.П. Королёва,
г. Королёв Московской области
В связи большим интересом СМИ к проекту пилотируемого транспортного корабля нового поколения и появлением публикаций, построенных на домыслах авторов, которые исходят от варианта базового корабля, предложенного Ракетно-космической корпорацией "Энергия" имени С.П.Королёва на предыдущем этапе его разработки, поясняем следующее.
Создание пилотируемого корабля нового поколения ведётся в интересах реализации стратегии исследования и освоения космического пространства на период до 2040 года, которая была представлена ещё на авиационно-космическом салоне МАКС-2009. Эта стратегия включает широкое развитие работ в околоземном космическом пространстве, в том числе на основе пилотируемых орбитальных станций, а также развёртывание межпланетной космической инфраструктуры для полётов к Луне и планетам Солнечной системы. В составе указанной инфраструктуры - перспективная пилотируемая транспортная система с пилотируемым транспортным кораблём нового поколения, транспортный модуль-буксир с ядерной электрореактивной установкой мегаваттного класса, межпланетный пилотируемый комплекс, автоматические космические и напланетные аппараты, многое другое. Именно исходя из анализа рассматриваемых задач и технико-экономических аспектов возможности их решения и определена рациональность создания корабля единого типа для околоземных и дальних космических миссий, в отличие от проектов, по которым в России, начиная с 1990-х годов, было выполнено большое количество исследований.
В ходе эскизного проектирования и анализа эффективности использования корабля специалисты Корпорации и смежных предприятий авиационно-космического комплекса России пришли к целесообразности использования парашютно-реактивной посадки его возвращаемого аппарата (ВА). Но в отличие от корабля "Союз ТМА" предлагается использование многокупольной парашютной системы, твердотопливных реактивных двигателей совместно с выдвижными амортизированными стойками-опорами для гашения вертикальной и горизонтальной составляющих скорости посадки. Разработана эффективная быстросъёмная одноразовая теплозащита ВА, уточнена его компоновка, предложены новые технические решения по конструкции корабля с использованием прогрессивных технологий, аппаратуры и материалов, которые могут найти применение в космической и авиационной промышленности при создании перспективной техники, а также в других отраслях.
Эскизное проектирование в соответствии с заданием Заказчика (Роскосмоса) включало разработку технической документации, а также комплекс наземных экспериментальных и исследовательских работ (в том числе по термоаэродинамике полёта на участке спуска ВА в атмосфере), изготовление моделей и макетов, технологических образцов отдельных элементов конструкции (модели для аэродинамических продувок, силовой каркас корпуса двигательного отсека, аппаратура, баллоны высокого давления, управляющие реактивные двигатели, реактивная двигательная установка "мягкой" посадки, радиоэлектронное оборудование и т.д.).
Таким образом, на стадии эскизного проектирования уточнён облик нового корабля с материально-техническим, производственно-технологическим и экспериментальным обоснованием, которое было продемонстрировано на экспозиции, развёрнутой в зале заседания Научно-технического совета Корпорации 27 мая 2010 года при рассмотрении итогов эскизного проекта. Экспозиция вызвала большой интерес у специалистов отрасли и представителей Заказчика. Она подтвердила реализуемость многих технических и технологических решений, закладываемых в проект.