ХРИСТИАНСТВО

Рая нет, а ад у каждого свой
Аватара пользователя
NVCH
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Чт дек 13, 2007 4:23
Откуда: Москва

ХРИСТИАНСТВО

Сообщение NVCH » Чт май 29, 2008 14:08

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. на фоне мистико-мессианских движений иудаизма как религия угнетенных и искавших спасения от жестоких условий в приходе спасителя. Римская империя в этот период простиралась от Евфрата до Атлантического океана и от Северной Африки до Рейна. В 6 г. н.э., после смерти Ирода, недовольные междоусобицами между его сыновьями, римляне передали управление Иудеей императорскому прокуратору.

Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.
Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов.

Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений.
Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156.
Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

В 323 году император Римской империи Константин не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь.
По повелению императора Константина, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. Его участниками (318 епископов) была осуждена ересь Ария и составлен Символ веры.
Промыслом Божиим был чудесным образом обретен в 326 году Животворящий Крест матерью Константина - святой царицей Еленой.

В начале IV века христианство становится в государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат.
До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии. Начиная с VII в. христианство сталкивается с исламом и теряет почти всю Африку и Ближний Восток.

Раскол
В XI веке в результате разделения церквей произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь. Восточная церковь в свою очередь, раздробилась на множество церквей, где самой крупной сегодня является Православная церковь.

Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы триединства Бога (Бог существует в трех лицах (Троица) или ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого), боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.

В XIII - XIV веках христианство распространяется среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и начиная с этого времени начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
В XVI веке в Европе появилось ещё одно из направлений христианства – протестантизм. Появление протестантизма связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением.

Аватара пользователя
NVCH
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Чт дек 13, 2007 4:23
Откуда: Москва

Сообщение NVCH » Чт май 29, 2008 16:15

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с началом разделения христианской церкви на католическую (см. Католицизм) и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси), с 1448 Русская православная церковь.

Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение» или «правильное учение») — обозначает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской Империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления 7-и Вселенских Соборов.
Включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.

Догматика

Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский символ веры.
· Спасение чрез испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа)
· Единосущие Лиц Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух
· Испове́дание Иисуса — Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2-й член Символа)
· Боговоплощение (3-й член Символа)
· Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 12-й члены Символа)
· Необходимость принадлежности к Церкви (воцерковленность) для спасения (9-й член Символа); вера в святость Церкви; Глава Церкви — Иисус Христос (Еф 5.23)
· Вера в ангелов и молитвенное предстательство святых.




История формулирования вероучения

Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола как свою историю.
Православное вероучение, по убеждению его приверженцев, восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось о́росами (дословно — граница, вероучительными определениями) вселенских, а также некоторых поместных, Соборов.
Выделение православия на фоне появляющихся ересей начало оформляться в II—III веках н. э. Православие противостояло гностицизму (предлагавшему по-своему трактованый Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему божество Иисуса Христа).
Ведущую роль в работе первых 4-х Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими императорами и обычно проходили под их административным председательством.
325Первый (Никейский) Вселенский Собор: утвердил догмат единосущия Сына со Отцем; осудил ариан. Важную роль сыграл Афанасий Великий.
381Второй Вселенский Собор: единосущие Святого Духа со Отцом и Сыном; новая редакция Никейского Символа.
431Третий (Ефесский) Вселенский Собор: осуждение ересей Нестория и Пелагия, осуждённого ранее на Карфагенских Соборах 416 года; постановил именовать Деву Марию Богородицею (греч. Θεοτόκος).
451Четвертый (Халкидонский) Собор: осуждение как несторианства, так и монофизитства (ересь архимандрита Евтихия). Собор утвердил догмат, что Иисус Христос есть истинный человек, во всём подобен нам, кроме греха; по воплощении Он имеет одно Лицо (ипостась) и два естества, соединённые в Нем «неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно» — томос св. папы римского Льва.
553Пятый Вселенский Собор: персональное осуждение некоторых монофизитов и их сочинений.
681Шестой Вселенский Собор: осуждение монофелитов. К нему примыкает Трулльский Собор, составивший кодекс канонического права Церкви на Востоке.
В средине VIII века Иоанн Дамаскин составил «Точное изложение православной веры» — первая богословская систематизация христианского вероучения.
787Седьмой Вселенский Собор: восстановление иконопочитания; честь, воздаваемая образу, переходит к первообра́зному и поклоняющиеся иконе поклоняются существу изображённого на ней.
11 марта 843 на поместном Соборе в Константинополе по случаю окончательного восстановления иконопочитания составлен чин Торжества Православия, совершаемый ежегодно в Неделю Торжества православия (первая Неделя Великого поста). Анафематизмы и многолетия чина могут рассматриваться как формула Православия как веры Церкви (πίστις τῆς εκκλησίας).
879поместный (у греков часто именуется Восьмым Вселенским) Собор в храме Святой Софии: восстановление на патриаршем престоле Фотия; осуждение каких бы то ни было изменений в Символе веры.

Аватара пользователя
NVCH
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Чт дек 13, 2007 4:23
Откуда: Москва

Сообщение NVCH » Пт май 30, 2008 16:39

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ

СТАТЬИ РАЗНЫХ ЛЕТ


http://glinskie.ru/biblio/shim/stz/stz19.html

Аватара пользователя
NVCH
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Чт дек 13, 2007 4:23
Откуда: Москва

Сообщение NVCH » Пт май 30, 2008 22:09

Св. Иоанн Дамаскин
ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Сообщение PS » Пт май 30, 2008 22:22

У
Последний раз редактировалось PS Пт май 30, 2008 23:01, всего редактировалось 2 раза.
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Сообщение PS » Пт май 30, 2008 22:23

У христиан главное действующее лицо – их Мессия. Само название этой религии свидетельствует о полной ориентации её последователей на личность Мессии. Как уже говорилось, имя Христос имеет греческое происхождение и соответствует ивритскому Машиах. Таким образом, христиане ставят Мессию во главу своей религиозной доктрины.

Первое главное расхождение между евреями и ранними христианами наблюдалось в хронологии самого прихода Мессии: христиане считали, что он уже пришёл, а евреи до сих пор ждут его. Именно с этого вопроса и начался раскол между двумя религиями.

Евреи не признают христианского Спасителя хотя бы потому, что его миссия закончилась неудачей. Ведь Тора учит, что Мессия принесёт Израилю – в первую очередь – политическое освобождение, но Иисус не сумел выполнить эту задачу. Наоборот, согласно Евангелиям, его самого изловили как заурядного бунтовщика, избили плетьми, публично унизили и казнили позорной смертью.

Как примирить эту бесславную карьеру с блестящим образом Машиаха, предстающим перед нами в откровениях израильских пророков? Стремясь решить эту теологическую дилемму и оправдать своего Христа-спасителя, ранние христиане радикально изменили всю концепцию. Их новые мессианские идеи получили развитие в писаниях Иоанна и особенно в так называемых посланиях Павла. Когда читаешь труды этих апостолов, невольно следишь за постепенным изменением мессианской доктрины. Еврейский Машиах превращается в христианского Мессию. Этапы трансформации выстраиваются в логическую цепочку:

Иисус не сумел принести евреям политическую свободу; поэтому ранние христиане избавили его от этой задачи. Само понятие освобождения приобрело в их устах новое значение. Они стали говорить, что главная цель Мессии заключалась в избавлении людей не от политического гнёта, а лишь от духовного зла.
Миссия Иисуса была не только пересмотрена, но и заметно расширена. Ведь политическое угнетение – узко-специфическая проблема евреев, а духовное зло распространено по всему миру. Поэтому ранние христиане стали учить, что Иисус пришёл, чтобы спасти всё человечество. Они отвергли первоначальное положение о том, что вначале он должен освободить евреев и их страну, а лишь затем принести избавление остальному миру. В результате функции Мессии расширились до универсальных масштабов, но лишь в духовной плоскости. Царство Иисуса стало не «от мира сего».
Римские власти высекли Иисуса и подвергли публичному унижению, как рядового бунтовщика. Но его последователи считают, что он не заслужил такого обращения, поскольку проповедовал доброту и покаяние. Перед ними встал очень трудный и важный вопрос: если Иисус был истинным Мессией, то почему Б-г допустил такое ужасное обращение с ним и обрёк его на столь тяжкие страдания? Почему его подвергли распятию, самой мучительной и позорной казни того времени? Отчего Б-г не пришёл ему на помощь?
Ответ возможен лишь один: всё, что случилось с Иисусом – наказание плетьми, публичное унижение и, наконец, само распятие, было угодно небесам. Но раз Иисус не грешил, то какова цель его страданий и смерти? Задавшись этим вопросом, ранние христиане придумали хитрое и неотразимое решение: их Спаситель страдал и умер из-за грехов всего человечества.

И всё же сомнения не были до конца устранены. Разве прежде не существовали страдания и смерть? Почему самого Христа обрекли на этот скорбный путь? За какой страшный грех его казнили на кресте?

Ранние христиане нашли выход и из этого положения: Иисусу пришлось искупить первородный грех Адама, унаследованный всеми жившими на земле людьми, потомками первого человека. Одних хороших поступков и даже «рядовых» страданий для такого искупления оказалось недостаточно. Потребовалась мученическая смерть Иисуса.

Поэтому христианский Мессия сознательно принял позорную и мучительную казнь, избавив тем самым человечество от наказания за первородный грех. Кровь Христа смыла с каждого из нас зло, грехи, страдания, смерть и освободила от власти Дьявола.

Доказательство этому утверждению христиане находят в 53-й главе книги пророка Йешаяу, где говорится о всеми презираемом и страдающем слуге Б-га, на «которого Ашем возложил грех всех нас». В действительности речь идёт об Израиле, преследуемом народе. Но христианские богословы без обиняков заявили, что это Иисус!

И всё же многие не понимали, как мог Спаситель так бесславно закончить карьеру, приняв столь позорную смерть. Пришлось добавить к его жизнеописанию оптимистический финал, материалом для которого стала традиционная вера евреев в воскрешение из мёртвых. Ранние христиане утверждали, будто Иисус воскрес после казни, чего прежде не было ни с одним человеком. Поэтому, говорят они, наш Спаситель не был простым смертным.
Сторонники Иисуса не могли примириться с тем, что страдания и смерть были навязаны их Мессии самим Всевышним. Поэтому они заявили, что желания Мессии, включая распятие на кресте, целиком совпали с волей Б-га. Но какой смертный решился бы пойти на такие ужасные страдания? – Иисус не был простым смертным, отвечали ранние христиане. Раз его воля столь точно отражала божественную волю, значит, у него была особая связь с Творцом.
При жизни Иисус часто называл Бога «Отец мой небесный». Евреи воспринимают это выражение как заурядную поэтическую метафору и традиционно пользуются ею в молитвах. Однако в устах язычников-неевреев оно приобрело буквальное значение. В легендах древних греков тоже фигурировали люди, якобы рождённые от связи богов с земными женщинами. Божественное происхождение приписывали и некоторым известным личностям, таким, как Платон, Пифагор, Александр Македонский. Чем Иисус хуже их? Разве он не достоен иметь неземного отца? В результате поэтическое выражение «Отец мой небесный» получило буквальное толкование: у Иисуса, оказывается, была непосредственная генетическая связь с Богом. Так родилась легенда, что Иисус – «сын божий», зачатый девой Марией от Святого духа. Божественное происхождение избавляло христианского Спасителя од грехов и даже смерти.
Поэтому смерть Иисуса носила лишь временный характер. У неё была одна единственная цель – искупить грехопадение Адама. Христиане утверждали, что сразу после распятия Иисус воскрес для вечной жизни и отправился на небо. Там он сидит «по правую руку от Бога», выше ангелов.

Сделав первый шаг на пути к обожествлению Иисуса, неофиты-язычники пошли дальше. В Евангелии от Иоанна (10, 30) Иисусу приписывается утверждение: «Я и Отец – одно целое». Ему же принадлежит формула «Отец, Сын и Святой дух» (Матфей 28, 19). Новообращённым христианам из числа неевреев было нетрудно уравнять все три ипостаси и признать в «Сыне» самого Иисуса.

Таким образом, Иисус превратился в богочеловека, существо двойственного типа – Бог и человек в одном лице, а дева Мария получила от христиан почётный титул «богоматери».

Поскольку Иисус не сумел исполнить многие мессианские пророчества, ранние христиане обещали его «второе пришествие» на землю. И тогда наступит День суда, а именно: Иисус займёт своё место «по правую руку от Отца» и устроит персональный суд над всеми когда-либо жившими людьми. Те, кто верил в «спасителя», удостоятся благоприятного решения и спасения; отрицавшие его получат вечное проклятие и отправятся в ад.
По завершении этого суда дьявол будет окончательно разгромлен. Зло прекратится, грехи сгинут, смерть истребится, силы мрака капитулируют, и на земле установится «царство небесное».

А пока не настал этот светлый день, христиане адресуют все молитвы Иисусу, завершая их традиционной формулой «во имя Иисуса Христа, Господа нашего». Они видят в нём прямого посредника между Богом и человеком.


Вот такой трансформации подверглась еврейская концепция Машиаха в трактовке ранних христиан. Мессия перестал быть обычным человеком, ограниченным рамками морали. Христианство учит, что человек не способен искупить собственные грехи и поэтому Самому Богу, облечённому в плоть Мессии, пришлось пожертвовать Собой, пролить Свою кровь ради спасения человечества. Кроме того, поскольку Иисус не выполнил важнейшие мессианские пророчества, первые христиане принялись ждать его «второго пришествия» для заключения начатой миссии.

Вначале предполагалось, что упомянутое «второе пришествие» не заставит себя долго ждать. Ранние приверженцы Иисуса молились о его скором возвращении, при их жизни. Но молитвы, как видно, не были услышаны, и сроки «второго пришествия» были отодвинуты на тысячу лет после смерти Мессии. Минуло и это «тысячелетнее царство», а Иисус всё не возвращался. Тогда его окончательный приход был перенесён на неопределённый срок.

Таким образом, мы видим, что христианам пришлось радикально изменить всю еврейскую концепцию Машиаха, чтобы объяснить неудачу Иисуса. Кроме того, распространению нового христианского мессианизма, совершенно чуждого иудаизму, способствовало языческое влияние на доктрину ранней церкви.

Отношение евреев

к христианскому мессианству

Теперь нетрудно объяснить, почему евреи решительно отвергли притязания христиан.

Во-первых, у евреев существовала традиция, прекрасно разработанная древними пророчествами, что Машиах призван совершить радикальные изменения на земле. «Духовное царство» христиан ни в коей мере не соответствовало этим пророчествам. Обещание «второго пришествия» также не удовлетворило евреев, поскольку в библейской литературе отсутствовали указания на такую возможность.

Поэтому у евреев не было абсолютно никаких оснований поверить, что Иисус – это Машиах. Наоборот, его неудача лишь усилила их скептицизм.

Кроме того, само логическое обоснование веры в Христа подрывало многие основополагающие принципы еврейской религии, включая важнейший догма о единстве Б-га. Даже если бы свидетельство о мессианизме Иисуса носило более конкретный и обоснованный характер, всё равно логические выводы нового учения пришлось бы решительно отвергнуть.

Ранние христиане искали доказательства своей правоты в еврейских священных книгах. Они прошлись с лупой по всей Библии, высматривая в ней малейшие намёки на правоту своего утверждения о том, что Иисус был настоящим Мессией и что вся логическая структура их учения соответствует древним принципам иудаизма. Во многих случаях они ограничивались тем, что изымали отдельные фразы из контекста, делали подмены в тексте и даже прибегали к искажённому переводу, лишь бы убедить людей в своей правоте. Теперь даже многие христианские исследователи Библии признали несостоятельность почти всех «доказательств» такого рода. Некоторые из подобных опровержений можно встретить в комментариях к современным изданиям христианской Библии.

Кроме того, ранняя церковь объявила себя и своих последователей «Новым Израилем», утверждая, будто Б-г полностью отверг евреев и будто иудаизм изжил себя без всякой надежды на дальнейшее развитие и конечный успех.

Евреи опровергали этот довод не столько полемикой, сколько дальнейшим развитием своего духовного наследия. Характерно, что именно в раннюю христианскую эпоху появилась сокровищница талмудической литературы. Это был лучший ответ на все обвинения и мрачные предсказания бесславного конца еврейской нации.

Вопреки всему, иудаизм продолжал жить и бурно развиваться. Несмотря на рост популярности христианства, евреи обнаружили, что могут существовать и духовно процветать без уступки христианской доктрине. Они верят, что Машиах придёт в своё время, откроет истину и тем самым докажет правоту евреев перед всем миром.

==================================
Так устроит, Нина?
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Аватара пользователя
NVCH
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Чт дек 13, 2007 4:23
Откуда: Москва

Сообщение NVCH » Пт май 30, 2008 22:34

Это выписка из талмудической литературы, к Христианству не имеющая отношение. Иудеи выступают в защиту своего машиаха (антихриста), который, как они думают, придет налаживать политическую ситему.
Я так и не поняла, зачем нужно было приводить этот кусок.

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Сообщение PS » Пт май 30, 2008 22:52

Антихриста? Это с какой радости такой вывод?
И вапще - ты распечатываешь то, что тебе нравится, а мои распечатки - фигня полная. Почему? Потому, что твои выкладки по определению истина, а мои - дребедень?
Не уверен.
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Аватара пользователя
NVCH
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Чт дек 13, 2007 4:23
Откуда: Москва

Сообщение NVCH » Пт май 30, 2008 22:53

PS писал(а):Антихриста? Это с какой радости такой вывод?
И вапще - ты распечатываешь то, что тебе нравится, а мои распечатки - фигня полная. Почему? Потому, что твои выкладки по определению истина, а мои - дребедень?
Не уверен.
Не обижайся, а лучше скажи, откуда эта выписка?

Аватара пользователя
NVCH
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Чт дек 13, 2007 4:23
Откуда: Москва

Сообщение NVCH » Пт май 30, 2008 23:23

Глава XXVII. Ереси и секты в России.
Их происхождение


Не могла изолировать себя от еретических течений, проникающих с Востока и Запада, и Православная Россия. "С XI столетия живет в русском новокрещенном народе еретическое предание", – говорит проф. А. Карташев, а под 1004 и 1123 годом Никоновская Летопись сообщает о заточении инока Адриана и злого еретика Дмитра... Это были проникшие в Россию из Византии и из балканских славянских стран и соблюдшие свое тайное учение вплоть до XVII–XVIII веков давнишние еретики-богомилы, когда они почти открыто превратились в секты хлыстов и скопцов. Об Адриане прямо сообщается, что он был скопец. Это характерно для строгих и последовательных богомилов, секты еврейского происхождения, отрицавшей церковную Иерархию и притаившейся под покровом монастырей. Прикрываясь ревностью легального иноческого благочестия, они проповедовали свою дуалистическую доктрину и аскетическую мораль: "От сотворения мира действуют и борются два бога – светлый и темный. Сатанаил вмешался в сотворение человека, и лишь в душе человека осталась светлая точка от Бога. Задача аскезы победить все остальное в мире и в плоти, чтобы спасти светлые точки в Божьем творении".

Под 1375 годом отмечена в Летописи казнь, путем потопления в реке Волхове, "развратников христианской веры", названных "стригольниками", расстриги дьякона Никиты и Карпа-цирюльника (парикмахера). Эта секта, питавшаяся внешними недостатками церковной жизни, отрицала реальность священнодействий иерархии, проповедовала спасение вне Церкви и священства. Ведет ли эта секта свое начало от богомильского предания, или отразились в ней внешние еретические влияния – проникавшая в Россию пропаганда с Запада? На этот вопрос нет точного ответа, но некоторые исследователи сектантства в России отмечают еврейское происхождение Карпа-цирюльника. Обращение архиепископа Новгородского Алексия к патриарху Вселенскому Нилу и получение от последнего двух увещательных грамот против еретиков-сектантов, и составление Пермским святителем Стефаном по просьбе того же архиепископа Алексия "Мерила Праведного" говорит о том, что эта секта была довольно популярна и заразительна.

Вторым после богомилов тайным обществом в России, уже не восточного, а западного происхождения, была ересь жидовствующих. В 1470 году прибыли в Новгород в свите князя Александра Михайловича Олельковича его лейб-медик еврей Схария и среди чиновников евреи Моисей Хануш и Иосиф Шмойло Скарабей. Это была группа модернистов, представителей свободомыслящей идеологии мирового еврейства. Через них проникли на Русь "болотные огни гуманистического вольномыслия" под еврейским соусом. Ввиду традиционной склонности русского человека к библейским темам и преклонению перед всем иноземным, особенно с Запада идущим, они легко нашли общий язык как в русской книжной среде, так и с представителями русского духовенства. Первенцами еврейской миссии явились протопопы Денис и Алексий, а затем и протопоп Софийского Собора Гавриил. Образовался тайный союз жидовствующих, возглавленный дьяком Посольского Приказа Федором Курицыным. За год следы еврейской пропаганды глубоко вонзились в души членов этого кружка. "Протопопы Денис и Алексий обратили в новую веру своих жен и детей" и сами хотели принять обрезание, "но ересеучители удержали их от этого, чтобы для сыска государственного не было осязательных доказательств". Этот тайный союз носил характер секретного заговора и "сохранил свой конспиративный быт целых десять лет". Секретный конспиративный характер нового еретического сообщества был отличительной чертой союза жидовствующих. Перекочевав из Новгорода в Москву, он втайне просуществовал еще семь лет, значительно умножив свои ряды. Следуя за дьяком Посольского Приказа (министром иностранных дел) Ф. Курицыным, в его ряды вошли высшие чиновники, дьяки великого Князя, купцы и многие книжные люди. Сам Курицын, "человек широкого европейского горизонта", владевший немецким, венгерским, польским и греческим языками, был "мозгом еретичества". Схария, пропаганда которого возымела на русской почве столь неожиданный успех, вынужден был покинуть пределы России, но Курицын выступает перед великим князем Иоанном III с ходатайством о возвращении Схарии в Россию. Великий Князь разрешил "еврею Захарии-Схарии поселиться в Москве", но Схария не нашел нужным воспользоваться добрым жестом Великого Князя и ограничился встречами с московскими послами к Крымскому хану.

Проповедь Схарии при деятельной поддержке Ф. Курицына, бывшего если не учеником, то коллегой и собратом Схарии по принадлежности к еврейскому вольнодумству, начались в России с разговоров о конфликте между Новым и Ветхим Заветом. Затем занялись псевдонаучной ревизией всего старого, астрологией и магией. В высшие круги общества были брошены "бродильные идеи", началось не только отрицание Церкви, но и полное отступничество от Христианства, с чисто внешним, бытовым, притворным сохранением верности Ему. "Евреев никогда не привлекало полное обращение изгоев в иудаизм, – пишет проф. А. Карташев, – Иудейство закрепилось на первобытном, этнически замкнутом, кровном национализме. Еще из эпохи новозаветной нам известна иудейская практика задерживания прозелитов на предварительной ступени "пришельцев врат", верующих третьего разряда, а не "пришельцев правды", удостоенных обрезания. В данном случае пропаганда иудеев, принадлежащих к своему свободомыслящему меньшинству, была главным образом заинтересована в отрицательном результате, в расшатывании русской православной стойкости во имя какого угодно вольномыслия. Это и психологически было более верно рассчитано. Резкая замена Христианства только иудейством была бы для русских людей того времени наиболее загадочной и необъяснимой. Теперь же, на фоне европейского перехода от средневекового к новому мировоззрению, широкое свободомыслие наиболее отвечало запросам момента".

Как общество тайное, движение жидовствующих не было массовым; ко второй половине XVI столетия оно вымерло, и Стоглавый Собор уже не удостоил даже упоминанием бывшей ереси жидовствующих. Но "бродильные идеи" не вымерли, получив пищу в прокатившейся по Европе волне реформационного движения. Новым выразителем европейского вольномыслия явился ересиарх Феодосий Косой, русский протестант, "взращенный на почве скрыто жидовствующего вольномыслия, оживленного заносным протестантизмом". В это время протестантизм шумно процветал в Литве, захватывая и русских. А шведы в годы тяжких испытаний смутного времени, захватив часть русских владений, с фанатизмом насаждали там лютеранство, помышляя обратить в протестантизм всех русских, оказавшихся под шведской короной. С этой целью была основана в Стокгольме славянская типография, в которой на славянском языке был напечатан катехизис Лютера.

Привлеченный к суду и осужденный, Феодосий Косой бежал в Литву, там вдохнул в себя дыхание крайних протестантских веяний, главным образом социниан, и развил свое учение, которое сводится к следующим положениям: "Бог в строгом смысле един. Пятикнижие Моисея – это "Столповые книги". Иисус Христос – не Бог. Церковь – это только сообщество верующих. Все внешнее в ней есть человеческое предание и измышление, подлежащее отвержению. Храм – это кумирница, иконы – идолы, иерархия – лжеучители, идольские жрецы. Со всем этим нужно разорвать. Никаких таинств. Причащение – это простые хлеб и вино. Покаяние – самообман. Надо сокрушить, как идолов, не только иконы, но и кресты. Святым и мощам – не поклоняться. Святых Отцов – не чтить. Посты и монашество – отбросить. Все это – человеческое предание. Никого на земле отцами не титуловать, как и запрещено в Евангелии. Все эти предания – человеческие измышления. Все люди, со всеми их разными верами и языками – одинаковые дети у Бога". Эта идея религиозного равенства перед Богом соскальзывает у Косого в социальный радикализм. Без всякого развития и углубления бросает он революционные лозунги: не надо ни властей, ни войн" (Карташев).

Во всех этих волнениях и спорах, задевших небольшое передовое меньшинство, народ не участвовал, и единство Церкви не страдало. Духовному монолиту русского народа и единству Церкви наносится удар жестокой церковной междоусобицей – русским расколом, – разбившимся на многие толки и подорвавшим внутреннюю силу народа, духовный авторитет иерархии и влияние Церкви на народ. В это время иноземное влияние попадает на благоприятную почву, а позднейшее, также извне в Россию пришедшее, насаждение сектантства духовно раздробило православный монолит русского народа.

Картина духовной жизни русского народа начинает заметно меняться с наплывом в Россию с XVI по XVIII столетия, на службу и для торговли, иноверных пришельцев, приток коих особенно усилился после издания Петром Великим в 1702 году манифеста, призывающего иностранцев на службу в Россию с обещанием им хороших условий и полной свободы совести. Возникают в России так называемая Немецкая Слобода и целые поселки немецких колонистов, привлекающие своим религиозным вольнодумством и особым, по западному образцу, бытом внимание легко поддающихся иностранной новинке русаков, многие из которых сами стали иностранцами по духу в собственной православной стране. Начался, с одной стороны, отрыв от народа ведущего класса страны, с другой – духовное дробление народа: на недавно духовно едином организме русских вырастают, как злокачественные наросты, извне привитые секты протестантского, иудейского и языческого характера, такие как штундо-баптизм, методизм или пашковщина, "Десное братство" или "Сионская весть", т.е. иеговистов, "Духовные христиане", молокане и субботники, адвентисты, "Истинные христиане", духоборы, хлысты и скопцы.

Еще писатель наш В.А. Жуковский подметил, что секты, подобно одной цепи, связаны между собой, а посему, логично развиваясь, органически порождают одна другую. Это вполне справедливо обосновано в отношении сект, возникших на Западе из протестантства. Органической болезнью протестантизма, отравленного крайним индивидуализмом, т.е. отсебятиной, и рационализмом, т.е. необузданной свободой в толковании Священного Писания, является неостанавливающееся разделение, ибо в нем "сколько голов – столько и умов, сколько умов – столько и озарений". Возникшие на почве протестантизма, основные принципы которого являются теоретическим обоснование и оправданием их возникновения, секты на Западе были туземного происхождения, и их основателями были обычно жители той же страны. Эти секты не только не отличались резко от протестантского исповедания, из которого они вышли, но и в какой-то степени были ему родственны. Этим объясняется отсутствие борьбы между ними. А если и возникала борьба, иногда даже острая, между новой сектой и господствующим протестантским исповеданием, эта борьба всегда была кратковременной и обычно заканчивалась мирным сосуществованием секты с господствующим исповеданием.

Совершенно иную картину мы наблюдаем в России, исключая лишь старообрядческий раскол и из него вышедшие разветвления. В России секты были насаждены извне. Это не органические образования, – Православие не давало основания для возникновения этих сект, – это чуждые Православию – искусственно русскому организму привитые бациллы. Иностранное происхождение в России протестантских и иудейских сект явственно и наукой доказано. С Запада в Россию заносимые секты, не имея никаких точек соприкосновения с Православием, были проникнуты крайней степенью враждебности и ненависти к Православию, к Православной Церкви и ее духовенству. И основные принципы протестантских учений сектанты в России формулировали в гораздо более резкой и враждебной Православию форме, чем на своей родине, на Западе, а так как Православие и русская государственность были между собой тесно связаны, сектанты свою ненависть к Православию переносили и на государство, не скрывая своей к нему враждебности, что выражалось как в обычных сектантских формах (отказ от присяги, от военной службы и прочее), так и в переходе в иудейство (субботники, киевские адвентисты); называли "Россию тюрьмой, а себя – узниками в этой тюрьме". "Иегова разделит сию страну Израильскую на 12 частей полосами, начиная от Средиземного моря до реки Иордана и Мертвого моря. И возобладает их Иерусалимская республика всеми царствами и народами на земле... От Сиона даже до китайского города Кантона будет железная дорога с роскошными станциями и прекраснейшими садами.. Нет там варварских наук, школ рекрутских, буйства, штук... Нет полиций, ни судей, всюду святость у людей" – "чины и красные штаны – то дурь и прелесть сатаны" – так звучала в России социально-политическая "проповедь" секты "Десного братства", т.е. иеговистов (Н. Ивановский).

Появление в России каждой новой секты и их деятельность, руководимая из-за границы, представляли собой тяжелое заболевание, подрывавшее основы не только религиозно-церковной и государственной, но и общественной, экономической и культурной жизни русского народа. Это понимал, среди других русских Государей, и первый царь России – Иоанн IV. Он хорошо был знаком с сущностью реформации. "Вы хвалитесь, – говорил царь Иоанн пастору богемских братьев, – вашей евангелической верой... приписываете оправдание одной вере, но Господь будет судить по делам каждого. Если одна вера доставляет спасение, для чего же суд? Для чего в Новом Завете так часто одобряется важность добрых дел?" В беседе с другим пастором о Лютере сказал Иоанн IV: "Можно было бы терпеть учение Лютера, если бы он, с неуместным жаром нападая на папу, не нарушил древнего церковного порядка и своего знания Священного Писания не очернил низким отступничеством, свержением монашеской одежды и женитьбой на беглой монашенке", а когда лифляндский пастор сравнил Лютера с Апостолом Павлом, царь Иоанн ударил его хлыстом по голове и сказал: "Ступай к черту со своим Лютером".

Несмотря на понимание вреда, который причиняют внедряющиеся в народный организм западное вольнодумство и сектантство, российское правительство проявляло непростительное благодушие и терпимость в отношении рассадников этого яда. Нередко проявлялись и непоследовательность в мероприятиях против насаждения в России сектантства. Так, когда в конце XIX века прибыл в Россию для насаждения адвентизма вице-президент этой секты в Европе Конради в сопровождении господина Перка, они были арестованы за "распространение ереси иудействующих", а затем по ходатайству американского посла они не только были освобождены, им была предоставлена полная свобода, и Перк при содействии немцев и евреев разъезжал по России с пропагандой учения адвентистов. В 1901 году в России было уже 1288 членов этой секты с 13-ю проповедниками, а в 1911 году адвентисты седьмого дня насчитывали в России уже 58 проповедников, из коих русских было 13, нерусских по национальности, но российских подданных – 37 и иностранных подданных – 8 проповедников. С 1905 года на их собраниях оглашалась молитва "о просвещении русского народа светом адвентизма". Наряду с насаждением вольнодумства и из него вытекающих нигилизма, атеизма и революционного духа, насаждение сектантства было удобным и сильным средством для ослабления духовного и государственного организма России, и внутренние и внешние враги Христианства, Православия и России, пользуясь благодушием правительства и наивной доверчивостью народа, широко это средство использовали в своем походе против России Православной. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z ... ie/46.html

Всю книгу
Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский
Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство
Сравнительное богословие
По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II
можно посмотреть : http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z ... tents.html
Последний раз редактировалось NVCH Пт май 30, 2008 23:25, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Сообщение PS » Пт май 30, 2008 23:25

NVCH писал(а): Не обижайся, а лучше скажи, откуда эта выписка?
Нина, ну какие обиды?
Ты права по-своему. Я уважаю твое мироощущение.
Моё несколько отличается от твоего. Ну и что?
Разве это сможет помешать нам относиться друг к другу по-людски?
Насчет выписки - Тырнет большой :lol:
Да и история религий сама по себе интересна.
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Аватара пользователя
NVCH
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Чт дек 13, 2007 4:23
Откуда: Москва

Сообщение NVCH » Пт май 30, 2008 23:45

PS писал(а):Нина, ну какие обиды?
Ты права по-своему. Я уважаю твое мироощущение.
Моё несколько отличается от твоего. Ну и что?
Разве это сможет помешать нам относиться друг к другу по-людски?
Насчет выписки - Тырнет большой :lol:
Да и история религий сама по себе интересна.
Сергей, я так и не могу понять, какую веру ты исповедуешь? Или ты еще находишься в процессе поиска?
Заниматься агитацией и кого-то склонять к Православию, я не собираюсь. Человек волен сам выбирать себе веру. Но и смотреть спокойно, как пытаются опорочить и оклеветать Православие, я тоже не могу. Часто люди просто по незнанию или недопониманию начинают что-то выставлять в противовес, это вполне можно понять, как говорится, всему свое время.
А про веру в душе многие любят поговорить, и знаешь почему? Потому что не хотят никакой ответственности, получается: вы как хотите, а я сам по себе. Но, это заблуждение. Также и алкаголик может сказать, что в душе он верит в Бога, а то, что:
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

(Первое Послание к Коринфянам Святого Апостола Павла, Глава 6)

об этом даже задуматься не хотят.

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Сообщение PS » Сб май 31, 2008 12:23

NVCH писал(а):
PS писал(а):Нина, ну какие обиды?
Ты права по-своему. Я уважаю твое мироощущение.
Моё несколько отличается от твоего. Ну и что?
Разве это сможет помешать нам относиться друг к другу по-людски?
Насчет выписки - Тырнет большой :lol:
Да и история религий сама по себе интересна.
Сергей, я так и не могу понять, какую веру ты исповедуешь? Или ты еще находишься в процессе
Нина, я веру никакую не исповедую. Поскольку любой метод верования подразумевает просто глупые формальности. Ты умный человек. Думай сама. А я верю в Бога.
Вспомни - чукчи говорили о матери-китихе. Которая родила людей.
Еврейский Яхве говорил о создании Адама из земли. И жены его, Евы, из ребра его.
Племена Майя верили в создание людей от Бога Солнца.
Заратустра говорил о том же...
Я принимаю Путь, Дао. Филосовскую концепцию.
Но не навеки принятые попами железобетонные устои.
Тока эта, повторюсь. Это лично моё мнение.
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Аватара пользователя
NVCH
Сообщения: 2523
Зарегистрирован: Чт дек 13, 2007 4:23
Откуда: Москва

Сообщение NVCH » Сб май 31, 2008 14:10

PS писал(а): Я принимаю Путь, Дао. Филосовскую концепцию.
Так бы сразу и сказал, а то чего хаять Христианство и РПЦ. Для тебя ближе даосизм, это твое право, хочешь, следуй этой религии, ты взрослый человек, сам для себя всё решаешь. Я так понимаю, что это нечто среднее между конфуцианством и буддизмом? Хотя в эти дебри я не вникала. Ты с китайцами долго имел дело, что проникся к досизму? С чего вдруг принял их философию?

Аватара пользователя
PS
Сообщения: 14117
Зарегистрирован: Вс ноя 07, 2004 21:16
Откуда: теперь Москва

Сообщение PS » Сб май 31, 2008 21:34

NVCH писал(а): Хотя в эти дебри я не вникала. Ты с китайцами долго имел дело, что проникся к досизму? С чего вдруг принял их философию?
Это именно Путь. В смысле дорога, метод осознания себя. Именно метод. Любая религия - вне зависимости от конфессии - говорит о другом. Типа вот это и только это правильно, а остальные измышления бред и ересь.
Даосы, да и буддисты, кстати, говорят о возможности выбрать Путь.
Христос говорил именно об этом. ИМХО. Вспомни Его слова - типа вы превратили Храм в рынок.
Христа, как одного из величайших Пророков, я уважаю.
Я говорил о Церкви. Об именно институте, или политбюре, которое поимело право говорить от имени Христа.
Это "жу-жу" неспроста. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела?

Ответить