К 50-летию космодрома

Всё, что вы хотели сказать, можете сказать здесь

Модератор: СМЕРШ

Felix21
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пн сен 17, 2007 17:10
Откуда: Украина, Новая Каховка
Контактная информация:

Диск

Сообщение Felix21 » Вт сен 18, 2007 22:06

У меня - официальный вариант, выпущенный телецентром "Космодром Плесецк". Мой одноклассник, друг и кум Валера Загороднюк привез в подарок.
Если кому в Украине еще надо - звоните, поделюсь (если есть автобусное сообщение с Новой Каховкой).

Iurii
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 1:28
Откуда: Moldova

Сообщение Iurii » Чт мар 27, 2008 1:34

Служил в в/ч 14056 в 1983-1985г полгода в 1 групе отделение ДХ,потом в 1 отделение-установщиком,имею 5 установок,последние пол года п/пк Косюк вместе с зам.ком части Кириловым перевел в автороту.Когда вспоминаю аж за душу берет как это было!!!
Юрий

Аватара пользователя
Радмир
Сообщения: 301
Зарегистрирован: Чт авг 14, 2003 19:29
Контактная информация:

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение Радмир » Вс окт 12, 2008 16:05

ну как тамвчера Медведев поездил по Мирному, рассказывайте... где красили траву и где проложили новый асфальт? :mrgreen:

Аватара пользователя
Стас
Сообщения: 3491
Зарегистрирован: Сб дек 25, 2004 10:58
Контактная информация:

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение Стас » Пт ноя 14, 2008 23:37

Коллеги, подскажите, у кого есть электронная версия книги к 50-летию космодрома, по содержанию 2-го тома. У меня отсутствует файл 07 (после 06 Тыл и перед 08 Глава 3) , который по оглавлению называется "Строители космодрома", а по нумерации занимает во 2-й книге стр.375-422. Очень жаль, хотелось бы о строителях почитать. Если сможете, у кого он есть, скиньте, пожалуйста, на ящик или дайте ссылку на хостинг. :beer:
Изображение

mkasim
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Пт апр 11, 2008 20:39
Откуда: украина

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение mkasim » Сб дек 06, 2008 23:59

говорят вышла юбилейная монета к 50-летию интересно посмотреть.призывался в мае 1984 в в\ч14056 после присяги перевели к соседям в 07376

Аватара пользователя
Сергей Гвоздев Дед
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: Вт май 25, 2004 7:55
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение Сергей Гвоздев Дед » Пт янв 09, 2009 11:36

События, описаные в этой статье , явились причиной возникновения ракетной базы вблизи Плесецка.
Оригинал статьи я нашел на сайте разведки США в 2005. Теперь этого сайта не существует.
Очень статья меня заинтересовала. Захотелось сделать перевод. Как то получилось.
Последнее обновление: 01/08/2006 20:27:36


--------------------------------------------------------------------------------

save from http://plesetsk.org/Mission over USSR.htm
(Этого сайта (от федерации американских ученых
( http://www.fas.org/index.html ) уже не существует)
Похожая статья в оригинале - http://www.fas.org/irp/agency/aia/cyber ... s19-20.pdf

заголовок статьи:
Изображение
перевод с английского.

Военные разведывательные полеты над Советским Союзом

Холодная война началась после Второй Мировой Войны в 1946-47. Западные лидеры, обеспокоенные защитой
независимости Западной Европы перед лицом ощущения "советской военной угрозы", пытались определить размеры, состав и расположение Советских сил, размещенных за "железным занавесом".
В конце 1946 года начались полеты самолетов армейской авиации вдоль границ Советского Союза и его союзных государств.

Эти полеты велись в рамках Программы Авиационной Разведки Мирного Времени (ПАРМВ)(Peacetime Airborne Reconnaissance Program, or PARPRO).
Самолеты ПАРМВ не имели разрешения на облет, хотя некоторые из них заблуждались на Советской территории или над территориальными водами Советского Союза; некоторые из них были сбиты.
Здесь необходимо определиться. Используя слово "облет" мы имеем в виду полет явно по указанию главы государства, перелет над территорией другого государства без разрешения этого другого государства.

В полетах в рамках ПАРМВ собирались электронные и фотографические разведывательные данные, но разведкой покрывались ограниченные периферийные районы.

В 1947 новое командование ВВС США (USAF) издало Акт Национальной Безопасности с целью потребовать проводить облеты Советской территории, особенно районов Сибири, близких к Аляске. Объединенный Комитет Начальников Штабов (ОКНШ)(The Joint Chiefs of Staff (JCS)) после консультаций с директором Центрального Разведывательного управления (ЦРУ) и Государственным Секретарем последовательно отклонил эти требования.

Фактически в 1948 после решительного протеста Советского министерства иностранных дел по поводу вторжения американских "бомбардировщиков" в советские территориальные воды, Государственный Департамент ограничил миссии ПАРМВ приближением к Советской границе на расстояние не ближе сорока миль. Облеты осталсь вне обсуждения.
В ответ на один из запросов на разрешение такой миссии от штаба Стратегического Авиационного Командования (САК) в Омахе, шт. Небраска, начальник разведки ВВС США генерал-майор Charles P. Cabell ответил, что он рекомендует не делать этого. Но Cabell добавил: "Я предвижу впереди день, когда это станет или более существенным или менее неудобным."

Такой день, действительно, оказался близким. В конце 1949 международная обстановка значительно обострилась, когда Советский Союз взорвал ядерное устройство и коммунистические силы твердо одерживали победу в Китае. В 1949 г. двенадцать стран, находящихся на обеих сторонах Атлантики, образовали Организацию Североатлантического договора (НАТО) с целью противодействия возможным попыткам СССР распространить свой контроль над Восточной Европой на другие части континента.

Но, пожалуй, наибольший шок западные лидеры испытали, когда Северная Корея в июне 1950 неожиданную напала на Южную Корею. В ноябре 1950, через несколько недель после того, как Cabell ответил штабу САК, к Корейской войне присоединились военные силы Китая. Последовательность и темп этих событий заставили американских политиков и военных лидеров поверить, что их Советские противники могут начать атаку против Западной Европы, возможно, неожиданным воздушным нападением на США.

Президент Трумен 16 декабря 1950 года объявил чрезвычайное положение и призвал части Национальной Гвардии к активным действиям. Вскоре, в необъявленном решении, сделанном после совещания, проведенного ОКНШ, Президент одобрил выборочные облеты Советского Союза для определения состояния воздушных сил СССР в ближайших к Корее районах Сибири, а также в приморских областях, прилегающих к этой стране.

Для этого Соединенные Штаты и их союзники посылали военные самолеты в секретные разведывательные полеты над Советским Союзом. Самолеты летали над Сибирью и за Уральскими горами, фотографировали города Сталинград, Мурманск и Владивосток и, случалось, бывали замеченными советскими истребителями-перехватчиками. Эти операции никогда не были несанкционированными. Президенты Трумен и Эйзенхауэр и Премьер Министр Черчилль периодически и от случая к случаю санкционировали эти военные облеты СССР и "окружающих территорий". Риски были большие, но разведка того стоила. Изображение


Чукотский полуостров, граничащий с Аляской через Беринговый пролив, был советским регионом, представлявшим наибольшую военную угрозу. Базирующиеся на аэродромах полуострова советские бомбардировщики Ту-4, по существу, копия бомбардировщика B-29, оснащенные ядерным оружием могли бы совершать разрушительные безпосадочные полеты для бомбардировки американских городов.

В декабре 1950 Трумен санкционировал два глубоко проникающих облета этого региона.
Для осуществления облетов, штабы ОКНШ и ВВС США выбрали четыре самолета B-47B для модификации их на сборочном заводе фирмы Boeing. Эти новейшие бомбардировщики со стреловидными крыльями, с шестью турбинными двигателями, дозаправляемые в воздухе, были оборудованы специальными компасами, автопилотами, высокоширотными гироскопами для полета в Арктике и специальными фотокамерами для установки в бомбовом отсеке, в котором могло поместиться много камер.
"Stratojet" B-47B, который имел экипаж из трех человек (пилот, второй пилот и штурман бомбардировщика), мог достигать скорости до 448 узлов (516 миль в час) и имел потолок 41000 футов.

Не обошлось без курьеза. Пилотом команды, которую САК выбрало для этой миссии, был полковник Richard C. Neeley, летчик-испытатель B-47. В конце июля 1951 Neeley и его экипаж прилетели на базу ВВС Eielson около Fairbanks на Аляске. 15 августа в ожидании хорошей погоды в Сибири и разрешения на полет, Neeley во время дневного сна в бараке был разбужен телефонным звонком. Сообщили, что его самолет горит на стоянке. Он вышел наружу и увидел столб дыма и пламя со стороны взлетно-посадочной полосы. Оказывается, когда техники Боинга практиковались в заправке бака над бомбовым отсеком, залип поплавковый клапан. Топливо хлынуло через вентиль переполнения на крыло и протекло на энергетическую тележку, стоявшую внизу. Электрическая искра запалила разлитое горючее.
Когда обломки самолета еще тлели, пришел приказ на совершение облета. Neeley доложил о несчастье. Через сорок лет он еще помнит вернувшееся по телексу 4-словное сообщение : "Определить ответственного и под трибунал!". (Поскольку произошла механическая поломка, трибунала не было).
Это было за год до того, как воздушный экипаж США сделал попытку облететь восточные районы СССР.

Тем временем Трумен инициировал переговоры с британским лейбористским премьер министром Клементом Этли и его министром иностранных дел Эрнстом Бевином. Обеспокоенный тем, что США могут использовать атомное оружие в корейском конфликте, Этли посетил Трумена в Вашингтоне в конце 1950. В это время, или несколько позже, эти два лидера, повидимому, согласились на объединенную программу воздушной разведки по облету европейской части СССР. Точно неизвестно делал ли Трумен предложение об использовании атомного оружия, но это кажется вероятным. Неизвестно согласился ли Этли одобрить любые облеты; во всяком случае, он не имел полномочий принимать такое решение. Неизвестно, также, знали ли об этом остальные 10 стран НАТО. В октябре 1951 Британия переизбрала на пост премьера своего лидера военного времени, консерватора Уинстона Черчилля.

Весной 1951 Королевские Воздушные Силы (КВС) (Roial air Force (RAF)) сформировали секретную группу "Special Duty Flight" ("Полеты специального назначения") из трех экипажей для полетов на разведывательных самолетах RB-45C Северо Американской Авиации. Ведомые командиром эскадрилии КВС Джоном Крамптоном и его штурманом летчиком лейтенантом Рексом Сандерсом, британские бортмеханики прилетели из Англии на авиабазу Barksdale в штате Луизана, чтобы начать формальную летную тренировку на RB-45C, замаскированных под якобы испытываемые Британско-американские самолеты-заправщики. Позже, в конце 1951 экипажи КВС вернулись с четырьмя американскими самолетами (один действовал как запасной) на авиабазу Sculthorpe Королевских Воздушных Сил в Норфолке, где отделение САК RB-45Cs размещалось стационарно.
Подполковник Marion C. ("Hack") Mixson прибыл в марте 1952 командовать отделением САК, к которому была присоединена группа Special Duty Flight Крамптона. На следующей неделе Миксон, Крамптон, и Сандерс имели встречу на высшем уровне с британским министром авиации. Одобряя эту миссию, Черчилль шел на поразительный риск. В 1950 Палата Общин была разделена по отношению к Советскому Союзу; многие в лейбористской партии симпатизировали в разной степени прежнему союзнику Британии. Если любой из RB-45Cs был бы сбит, результирующая шумиха, вероятно, лишила бы Черчилля кресла премьер-министра. Но балансом этого была необходимость для западной разведки приобретения военных фотографий с индикатора радара.

После пробного ночного полета в восточный Берлин 21 марта для определения состояния Советской противовоздушной обороны, была одобрена и быстро подготовлена первая миссия облета.
В ночь 17-18 апреля 1952 при абсолютном радиомолчании, три RB-45C, перекрашенные в цвета КВС, вылетели из Sculthorpe, где дозаправились в воздухе, и вошли на территорию Советского Союза одновременно в разных местах. Самолеты летели на высоте около 35000 футов отдельными маршрутпми. Как только каждый из RB-45C пересекал границу: Прибалтики - на севере, Белоруссии - в центре и Украины - на юге (здесь летели Крамптон и Сандерс) - советские средства ПВО включались в работу и разведка альянса слышала это. Из всех советских истребителей, которые взлетали в ночное небо, ни один в темноте не обнаружил британцев и они вернулись невредимыми на базу. Все три самолета сфотографировали базы дальней авиации СССР, а также базы ПВО. Информация, которую они доставили, оказалась ключевой. В случае войны - а она в 1950-ых годах казалось очень вероятной - для предотвращения удара по целям в Западной Европе и США САК могло разрушить Дальнюю
Авиацию СССР в самом ее начале.

Вскоре Special Duty Flight было расформировано. Для Черчилля, рискующего своим политическим будущим, один тайный облет оказался достаточно полезным. 18 декабря Джон Крамптон и Хак Миксон привели 4 самолета Special Duty Flight RB-45Cs через Атлантический океан, приземлившись на базе Lockbourne в штате Огайо, как снег на голову. Сквозь мрак, техники базы, которые приближалсь к самолетам, смотрели с недоумением на бомбардировщики ВВС США, все еще выкрашенные в британские цвета.

А в Соединенных Штатах, Военно-Воздушные силы в сотрудничестве с Американским Военно-морским флотом мелкими проникающими облетами уже начали исследовать береговые радарные станции и аэродромы восточной Сибири . Эти секретные миссии в 1952 направлялись Объединенным Комитетом Начальников Штабов и выполнялись самолетами морской авиации Lockheed P2V-3W, двухмоторным негерметичным воздушным кораблем, который обладал скоростью 300 узлов (345 миль в час) и потолком до 30000 футов. Новейший P2V-3W, оборудованный смонтированным на брюхе радаром APS-20, вначале использовался как противолодочный самолет. Этот самолет был модифицирован экспериментальным электронным оборудованием, заполнявшим нос: он мог идентифицировать, определять местоположение радаров и связных радиостанций в широком диапазоне частот. Пилотируемый командором James H. Todd и вторым пилотом лейтенантом Richard A. Koch P2V-3W
взлетел с военно морской базы Kodiak Island на Аляске в марте 1952, выполнив испытательный облет радаров авиационного командования Аляски. Затем он начал облет сибирского побережья, ведя RB-5O (улучшенная версия B-29), который фотографировал советские радиолокационные станции и аэродромы.

Между 2 апреля и 16 июня 1952 эти два самолета выполнили восемь или девять миссий. Они велись в строгом секрете без радиосвязи даже при взлетах и посадках. Миссии направлялись для обнаружения и фотографирования Советских военных объектов от полуострова Камчатка на юге и по всему северу от Берингова пролива до острова Врангеля. Это были, по данным Koch, дневные полеты, которые обычно начинались в Kodiak или Shemya на Алеутских островах. P2V-3W летел на высоте 15000 футов, экипаж был в кислородных масках, а RB-50 следовал выше и позади его. Пролетая внутри страны около 15-20 миль от Советского побережья, самолеты морской авиации использовали специальное пеленгаторное оборудование, чтобы определять расположение военных объектов для напичканного камерами RB-50.

На Аляске об этих полетах знали только экипажи, адмирал - командующий флотом Аляски, генерал - командующий воздушными силами Аляски и их заместители. Базы технического обслуживания были разными в зависимости от полетного задания. В одном случае, поздним вечером морской P2V-3W, перехваченный F-94, совершил посадку в режиме радиомолчания на глазах удивленного технического персонала пункта управления авиабазы Ladd на Аляске (RB-50 возможно ушел на основную базу). Немедленно окруженный вооруженной полицией безопасности, этот морской экипаж вынужден был выбросить свой опознавательный знак на посадочную полосу. Измученные авиаторы оставались под стражей и находились на борту самолета несколько часов, пока для их освобождения не был найден "высокий авторитет".

В двух из таких облетов советские МИГ-15 перехватили эти американские самолеты: один над Беринговым проливом около острова Св. Лаврентия, и один над советской территорией, когда истребители взлетели по тревоге с заснеженной взлетно-посадочной полосы. Koch вспоминает, что в обоих случаях МИГ-15 летели бок о бок и фотографировали самолеты США, не атакуя их. (В это время, по-видимому, существовало джентльментское согашение между воздушными силами этих двух стран не инициировать враждебных действий.)

Эти мелкие миссии облетов закончились в средине июня 1952, и Военно Морские Силы отозвали экипажи и их P2V-3W на континент США. Членов экипажей никогда не расспрашивали и они не рассказывали откуда они взялись или о любых результатах выполнения задания.

Какими бы ни были результаты разведки воздушных и морских сил в периферийных облетах сибирских берегов весной, летом 1952 американские военные и политические лидеры получили новую причину для беспокойства. Прослушиванием советского коротковолнового вещания и радиоразведкой было определено, что Советские Военно Воздушные Силы начали пополняться бомбардировщиками ТУ-4 в больших количествах на аэродромах на Диксоне в Карском море, на мысе Шмидта в Чукотском море и в бухте Провидения на Чукотском полуострове в Беринговом проливе. Более того, США разведали, что аэродромы в глубине Сибири, которые во время второй мировой войны использовались для размещения американских самолетов, переданных по ленд-лизу Советским вооруженным силам на восточном фронте, могут быть обновлены для размещения на них четырехмоторных бомбардировщиков. При условии загрузки ядерным оружием, которое для них имелось,
эти необычные концентрации бомбардировщиков, представляли реальную угрозу.

Официальные лица в Министерстве Обороны и ЦРУ снова стали добиваться разрешений фотографировать воздушные базы в Сибири с помощью глубоко проникающих воздушных облетов. 5 июня 1952 штаб САК уведомил о модификации двух бомбардировщиков для, так называемой, специальной фото-разведывательной миссии над "недружественными пространствами" в случае необходимости. 12 августа Секретарь Безопасности Robert A. Lovett представил Президенту Трумену меморандум от начальника ОКНШ генерала Omar N. Bradley и директора ЦРУ генерала Walter Be-dell Smith, с запросом на два разведывательных облета Сибири. После обсуждения, президент одобрил "северный маршрут" между Амбарчиком и Чукотским полуостровом, но запретил, как слишком опасные, два "южных маршрута" над бухтой Провидения юго-западнее Анадыря на Магадан, с возвратом на восток над полуостровом Камчатка. Свое одобрение единственного облета Трумен объяснил Ловетту необходимостью согласования с "соответствующими официальными лицами в Государственном Департаменте." Государственный Секретарь Дин Ачесон, возможно, согласился, ибо 15 августа штаб ВВС США издал инструкцию для этой миссии.
Изображение

Было опасение, что Советские бомбардировщики дальнего действия были сосредоточены для атак, которые могли бы, вероятнее всего, исходить с аэродромов, близких к Аляске, или из района Мурманска. Морской P2V-3W весной 1952 сделал девять неглубоких облетов Сибирского побережья, и два B-47B вторгались в воздушное пространство Советского Союза в октябре. Один, пилотируемый полковником Donald E. Hillman, пролетел над Сибирью, но не нашел угрожающих бомбардировщиков. Пунктирные линии показывают участки маршрута, точно не известные.




Для этого полета САК модифицировало два B-47B из 306-го бомбардировочного крыла авиабазы ВВС MacDill во Флориде.

Заместитель командира крыла полковник Donald E. Hillman, был выбран для планирования миссии и пилотом первого самолета. Миссии был определен высший уровень секретности; детали знали только командующий САК генерал Curtis E. LeMay и его заместитель по оперативной работе и разведке. Из исполнителей об этом знали только генерал Frank Armstrong, командир 6-го воздушного дивизиона в MacDill (и ответственный за выполнение этого проекта) и Hillman. Надо отметить, что в этом случае, как и во всех других облетах LeMay получал свои приказы сверху.

28 сентября 1952 эти два модифицированных B-47Bs, сопровождаемые двуми танкерами KC-97, вылетели из MacDill на авиабазу ВВС Eielson. Hillman оставался командиром первого корабля со вторым пилотом майором Lester E. Gunter и штурманом Edward A. Timmins. Полковник Patrick D. Fleming пилотировал запасной корабль со вторым пилотом майором Lloyd F. Fields и штурманом William J. Reilly. С пожеланием хорошей погоды над Сибирью генерал Armstrong разрешил взлет ранним утром 15 октября 1952. После встречи с танкерами в районе Point Barrow на Аляске, B-47 полностью заправились горючим и полет продолжился.

Fleming и его экипаж сфотографировали и нанесли на карту остров Врангеля, расположенный около сотни миль от сибирского материка, и затем перелетели в район связи над Чукотским морем и засекали станции, летая по кругу. Соблюдая режим радиомолчания, Hillman продолжал курс за остров Врангеля, затем повернул на юго-запад к побережью Советского Союза. Приблизившись в полдень к берегу, Timmins включил камеры, пока корабль пролетел немного на юг и затем повернул на восток и полетел назад к Аляске, через центр Сибири. Погода, которая была яркой и чистой все время полета, изменилась как только B-47 пересек береговую линию. Появились разбросанные облака и появившийся над землей туман мешал видеть поверхность на протяжении остатка полета.

Теперь по мере сгорания топлива, самолет Hillman’а стал достаточно легким, чтобы лететь выше 40,000 футов и с достаточно хорошей крейсерской скоростью примерно 480 узлов (552 миль в час). После того, как две из пяти целей были покрыты и получены фотографии секретного ландшафта, бортовые приемники тревоги сообщили экипажу, что корабль сопровождается советским радаром. Gunter повернул свое кресло на 180 градусов в сторону хвоста, чтобы управлять единственным оборонительным орудием самолета - хвостовой пушкой. Через несколько минут он сказал Hillman'у, что он видит советские истребители сзади и внизу, поднимающихя для их перехвата. Но истребители приблизились слишком поздно, чтобы перехватить B-47, и он полетел в восточном направлении не встретив сопротивления.

Корабль выполнил фотографирование оставшихся трех целей в восточной Сибири без столкновения с истребителями. Он прошел над Egvekinot, затем на бухтой Провидения и повернув на северо-восток, покинул советскую территорию на побережье Чукотского полуострова. Hiliman провел свой B-47 прямо в Fairbanks, приземлившись на Eielson сразу после наступления темноты. Несколькими минутами позже приземлился B-47 Fleming’а. В целом миссия длилась семь часов сорок пять минут в воздухе; первый B-47 сделал 3500 миль полета и пролетел 1000 миль над Советской территорией.

Техники немедленно создали фильм. Фотографии подтвердили присутствие массы бомбардировщиков ТУ-4 в Сибири. Перехваченные вскоре после этого сообщения показали, что местный советский командир был уволен и что второй полк МИГ'ов перемещен в этот район. Что касается американцев, то члены обоих экипажей получили кресты За выдающийся Полет (Distinguished Flying Cross).

Корейский конфликт обеспечивал Президенту Трумену легальное обоснование для облетов Советского Союза. СССР, необъявленный соучастник воюющей стороны, поддерживал силы Китая и Северной Кореи военными самолетами, взлетающими со скрытых аэродромов Советского Дальнего Востока. По международному праву, принятому в ООН для операций по принуждению к миру, США могли требовать права на облеты таких скрытых аэродромов согласно Главы VII Устава ООН. Но уже в 1950, даже перед взрывом враждебности, пара специально оборудованных дополнительными топливными баками и фотокамерами самолетов RF-80A начала разведывательную миссию с целью определить состав Советских ВВС на Дальнем Востоке. Между мартом и августом они периодически летали вокруг, а позже и прямо над Сахалином и Курильскими островами и Советским материком около Владивостока.

Эти тактические разведывательные корабли Военно Воздушных Сил Дальнего Востока работали с авиабазы Yokota близ Токио. После возникновения Корейского конфликта, отряд из трех RB-45C САК выполнял случайные глубоко проникающие облеты Северной Кореи, Советских приморских провинций и Китайской Народной Республики. Один из этих кораблей был, вероятно, сбит истребителем Миг над Северной Кореей около реки Yalu в декабре, оставив для продолжения миссии только два корабля. Хотя детали желательны, но эти RF-80A и RB-45C бесспорно проникали на Советскую территорию до того как, почти двумя годами позже совершен облет B-47B полковником Hillman’ом.

Изображение

B-47B, вверху, подвергся модификации на авиабазе MacDill во Флориде в 1952 - 53. Перед тем как ВВС опубликовали это фото, они закрасили идентификационный номер на хвосте, показывающий, что корабль был подготовлен для "специальной миссии."




В октябре 1952 два экипажа RB-45C заменили своих соотечественников в подразделении на авиабазе Yokota. Под руководством капитана Howard S. (Sam) Myers, Jr., они продолжали глубоко проникающие облеты на Дальнем востоке. Кроме миссий над Северной Кореей, другие миссии облета, в небольших количествах фокусировались на материковом Китае, острове Сахалин, полуострове Камчатка и районе Владивостока. Например, ночью 17-18 декабря 1952 Myers и его экипаж из двух человек летели на RB-45C номер 8027, который специально был покрашен полностью в черный цвет, чтобы избежать обнаружения прожекторами, из Yokota через Японское море. Они проникли внутрь страны на несколько миль южнее Владивостока; этот советский город был хорошо освещен и был отчетливо виден с правого крыла с высоты 35000 футов. Они продолжили путь на 300 миль к интересующей их цели по соседству с Харбином в Манчжурии. После сбора с радарного индикатора фотографий аэродромов и других военных и промышленных установок они вернулись через Северную Корею. Эти
два RB-45Cs продолжали совершать разведывательные полеты до апреля 1953.

Экстремальная секретность, окружающая эти облеты усилилась, насколько это было возможно, на протяжении 1953. Это было время смены лидеров как в Советском Союзе так и в США. Сталин умер, Дуайт Эйзенхауэр сменил Гарри Трумена как президента. Бывший главнокомандующий Объединенными Экспедиционными Силами в Европе во время Второй Мировой Войны полностью осознавал стратегическое значение разведывательных облетов, как возможность предупредить американских лидеров о потенциальной неожиданной ядерной атаке. (Обе страны к этому времени уже взорвали по водородной бомбе). Но если корейское перемирие, запланированное на июль, завершит враждебность, то это также ликвидирует любое легальное оправдание облетов Советского Союза и Коммунистического Китая. Эйзенхауэр взвешивал важность стратегической разведки для национальной безопасности и прецедент, поставленный Труменом при политическом риске продолжать облеты в мирное время в нарушение международных соглашений, которые США подписали. Его выбор был ясен. Он решил продолжать облеты как часть программы SENSINT (Sensitive Intelligence).

На Дальнем Востоке после июля 1953 облеты Советских приморских провинций, начинающиеся из Японии, использовали новые разведывательные истребители RF-8, RF-l00 и бомбардировщик B-57A Canberra, преобразованный в фоторазведывательный корабль. (Облеты Китайской Народной Республики в основном были переданы воздушным силам Республики Китай, расположенной на Тайване.) Большинство разведывательных миссий Воздушных Сил Дальнего Востока (Far East Air Force (FEAF) ) между 1953 и концом 1956 были неглубоко проникающими облетами. Однако, известен один глубоко проникающий дневной облет для наблюдения города Харбин в Манчжурии в Китайской Народной Республике. Robert E. (‘Red") Morrison выполнил другой необычный глубоко проникающий облет на разведывательном истребителе в 1955. Моррисон принял командование 15-ым Тактическим Разведывательным Эскадроном, состоящем из RF-86F и размещенном на авиабазе Komaki, что западнее Nagoya. С RF-86 были сняты пушки и проведена балансировка веса. Каждый из
них был оборудован четырьмя сбрасываемыми баками (два на 200 и два на 120 галлонов ), что значительно расширяло их радиус действия, и на каждом были смонтированы воздушные камеры, отличающиеся безискажающими телефото линзами, которые настраивались автоматически, чтобы подавлять изменение давления и температуры внутри при фотографировании на большой высоте. Смонтированные по обе стороны кресла пилота, эти две камеры фотографировали землю при почти панорамном перекрытии. Блистеры, смонтированные на фюзеляже из вне, содержали запас пленки. Камера широкого обзора смотрела на землю вертикально с позиции прямо под пилотским сидением.

Девять пилотов из подраделения Морриса получали приказы на облет исключительно от офицеров штаба ВВС США. Здесь только четыре командира и офицер разведки знали об этих миссиях. Моррисон и его эскадрон совершили девять облетов между апрелем 1954 и февралем 1955. Обычно четыре самолета принимали участие в дневных полетах; они летали на высотах от 45000 до 48000 футов и всегда, когда атмосферные условия препятствовали образованию инверсионного следа.(Хотя радары сопровождали американские самолеты, Советские перехватчики не могли "увидеть" их, чтобы атаковать. (К этому времени старое джентельментское соглашение давно уж постепенно изменилось.) Важные разведывательные цели представляли аэродромы, и Моррисон со своими соотечественниками облетали Владивосток, остров Сахалин, Советскую Гавань, Dairen,и
Шанхай.

Последний, самый продолжительный их этих миссий двух-самолетный полет под командованием Морриса проходил 19 февраля 1955. Вместо неглубокого кавалерийского маршрута над прибрежными целями, они были направлены на советский материк чтобы сфотографировать аэродром в Хабаровске, городе расположенном вдоль реки Амур на границе СССР и Манчжурии. Когда эти два самолета набрали высоту над Японским морем, ведомый Морриса сообщил о механической проблеме и повернул назад. Лидер полета остался один, сбросил два последних бака с крыльев, чтобы достичь нужной высоты высоты над Советским побережьем. Но один из двух баков не отделился и дополнительный вес и торможение мешали самолету достичь пиковой высоты. Обстановку усложнило то, что предполетная оценка погоды оперделила ветер на высоте, который не совпадал с действительным и в предусмотренный навигационный момент Моррисон осматриваясь, цели не увидел.

Изображение
Это экипаж R-47B, который летал на остров Врангеля. Слева: Майоры Lloyd F. Fields и William J. Reilly, полковник Patrick D. Fleming. Справа, полковник Donald E. Hillman сфотографирован незадолго перед его командировкой в Сибирь.

К счастью реку Амур было видно и, пролетая вдоль нее, Моррисон ориентировался по сигналу широковещательной радиостанции Хабаровска. Когда город стал виден, он выполнил маневр, хорошо известный пилотам тактической разведки во второй мировой войне: Моррисон сначала повернул на девяносто градусов налево, затем развернулся обратно и повернул таким же способом на правый борт, таким образом получив чистый вид земли внизу и впереди своего самолета, получив настройку на линию полета, что должна привести RF-86 прямо к аэродрому. Как только он выполнил эти маневры и включил камеры, самолет задрожжал. Последний сбрасываемый бак, маркировка его происхождения тщательно стерта, отделился от крыла и со свистом полетел над Хабаровском. При недостатке топлива Моррисон безопасно возвратился на авиабазу Chitose на Хоккайдо, прорвавшись сквозь прояснения в тумане, и приземлился. Он рассказывал, что самолет был настолько легким, что ему было трудно опустить его на посадочную полосу. Как только его RF-86 коснулся посадочной полосы в Chitose, горючее кончилось и двигатель заглох.

А на другой стороне мира весной 1953 премьер министр Уильям Черчилль пересмотрел стратегию разведывательных полетов после того, как западная разведка довела миру об угрожающей Советской ракетной программе, осуществляющейся на базе Капустин Яр около Сталинграда. Черчилль снова одобрил облеты. В это время КВС и ВВС США сотрудничали в создании большой наклонно-смотрящей камеры в хвосте фюзеляжа стандартного 2-моторного бомбадировщика Canberra Корлевских Воздушных Сил. Этот бомбардировщик не мог дозаправляться в воздухе; но освобожденный от лишнего веса и с заполненным горючим бомбовым отсеком, он обладал радиусом действия, достаточным, чтобы на большой высоте пролететь из Германии через СССР и затем повернуть на юг к Ирану.

Британцы назначили этой программе имя ‘Project ROBIN", которая состояла из двух или трех неглубоко проникающих миссий над союзными странами восточного блока как подготовительными для главного дела. Одобренная премьер министром первая миссия была выполнена в конце августа 1953 из Giebelstadt в Западной Германии, близким к границе с Восточной Германией. Canberra сопровождался советскими радарами почти с момента взлета. Счастливые для экипажей КВС, летавших средь бела дня, аккуратные радарные сопровождения не предотвращали различные элементы противовоздушной обороны от выполнения процедуры Keystone Kops для наследников Сталина в Кремле.
Happily for an RAF aircrew flying in broad daylight, accurate radar tracking did not prevent various elements of the Soviet air defense system from performing a Keystone Kops routine for Stalin’s heirs in the Kremlin.
(Не смог я внятно понять и перевести это)
В условиях полной боевой готовности системы ПВО, "неопознанный" самолет, работающий на высотах от
46000 до 48000 футов, оставался нетронутым. С камерами со 100-дюймовым фокусным расстоянием, направленным наклонно с левого борта, он упорно летел на восток, минуя Киев, Харьков и Сталинград, к своей цели - Капустиному Яру.

Несмотря на настойчивые команды и радарные целеуказания советские истребители не могли видеть самолет выше себя и успешно перехватить его до тех пор, пока тот не долетел до Капустина Яра. Хотя они намеревались сбить британскую машину, она летела и истребитель снова терял ее из виду. Поломка самолета, однако, вызвала вибрацию, повлиявшую на производительность камеры. Изображения Капустина Яра, впоследствии доставленные в ВВС и ЦРУ, были расплывчатыми и низкого качества; они очевидно давали немного. Canberra повернул на юго-восток к реке Волге. Он вышел и направился для безопасной посадки в Иран. Его возможная гибель завершила любые дальнейшие британские мысли о дневных стратегических разведывательных облетах запада СССР.

Но этот полет имел неожиданные результаты. Семью годами позже, 5 августа 1960 газета Philadelphia Inquirer опубликовала сообщение об этой миссии советского перебежчика, который в 1953 был офицером радара ПВО: Во время полета Canberra происходили самые невероятные события... В одном районе оператор нечаянно направил советские истребители на запад вместо востока; в Харькове пилоты спутали самолеты (в небе) и стали стрелять друг в друга. Результатом стала большая чистка.

Многие генералы и офицеры были смещены со своих постов. Один генерал был понижен в должности до подполковника и покончил собой. Другие должностные лица были посланы в штрафные батальоны.

Однако, обескураженные исходом дневного полета к Капустину Яру, британцы и американцы вскоре согласились на иную группу ночных стратегических разведывательных полетов запада СССР. (К этому времени ВВС США передали свои RB-45Cs из САК в Тактическое Авиационне Командование (ТАК), и генерал LeMay больше не играл руководящую роль в этих миссиях.)
В Sculthorpe - авиабазе КВС группа Special Duty Flight реформировалась с большинством тех же экипажей миссий 1952; ими снова руководил командир эскадрона Джон Крамптон и командир эскадрона Рекс Сандерс. Старший научный сотрудник Командования бомбардировочной авиации КВС "Lew" Llewelyn, работал над улучшением изображений, полученными камерами, которые снимали изображения с индикаторов радаров. В конце апреля экипажи КВС изучили, что план миссии был виртуально идентичным тому, по которому летали в 1952, за исключением того, что третий самолет должен выполнять более глубокие проникновения южных районов СССР.

Группа Special Duty Flight выполняла миссию ночью 28-29 апреля 1954; первичными целями снова были базы дальней авиации Советских ВВС. RB-45Cs снова были перекрашены в цвета КВС, и Крамптон и Сандерс снова выполняли южный маршрут, но в этот раз он не был таким легким. Как только самолет достиг Киева - и когда Сандерс почувствовал радар - Крамптон был удивлен, увидев столб разрыва зенитного снаряда в 200 ядрах впереди себя точно на его собственной высоте, 36000 футов. Проинструктированный возвращаться, если безопасность полета будет скомпроментирована, он сменил курс самолета вокруг среза его правого крыла до тех пор пока его гирокомпас не показал на запад и снизился до высоты 34000 футов, чтобы уйти от зенитного снаряда, который был установлен на взрыв на фиксированной высоте. Он сократил полетное задание.

Тем не менее на обратном пути самолет летел близко ко многим оставшимся целям, которые Сандерс фотографировал, как только они появлялись. Когда RB-45C встретился со своим танкером над Западной Германией, заправочный шланг не смог закрепиться в штепсельном разъеме самолета. Опасаясь, что он мог быть поврежден взрывом над Киевом, Крамптон приземлился для дозаправки в Мюнхене. Между тем другие два полета прошли без злоключений, хотя за ними высылалось несколько истребителей. Через несколько недель, в начале мая группа Special Duty Flight была расформирована в последний раз. Изображение

RB-45Cs, самолеты которые облетали СССР, Выстроенные на авиабазе RAF в Sculthorpe в 1952



Изображение

RB-45C, показанный в разрезе, стал разведывательной лошадкой. Камеры для низковысотных миссий были смонтированы впереди; а для больших высот - в корме. RB-45C никогда не нес бомб; вместо них бомбовый отсек занимали дополнительные баки.




Теперь западные лидеры стали озабоченными существованием нового советского турбореактивного межконтинентального бомбардировщика Мясищев-4 ("Бизон" по классификации NATO). При уверенном увеличении числа бомбардировщиков и ядерного оружия районом наибольшего беспокойства в СССР, о котором было известно, был Кольский полуостров на крайнем северо-западе Советского Союза за северным полярным кругом. Межконтинентальные бомбардировщики, базирующиеся здесь, могли лететь коротким маршрутом через Северный Полюс для атаки на цели в Америке и могли также легко поражать цели в Великобритании. Потребовались дневные миссии фотографирования. Согласились бы британцы или нет, Эйзенхауэр одобрил
одну из своих собственных.

В середине апреля 1954 подразделение RB-47Es по инструкциям САК (SAC), посланным от ОКНШ (JCS), прибыло на авиабазу КВС (RAF) около Оксфорда. В носу и бомбовом отсеке RB-47Es были смонтированы идентичные комплекты камер, устанавливаемые на RB-45C. 8 мая три экипажа были проинструктированы отдельно для секретной миссии, которая должна проводиться при радиомолчании вблизи Кольского полуострова в северной части СССР. Два экипажа проинструктированы вернуться обратно в определенных координатах; без их ведома, третий экипаж проинструктирован лететь на Советскую территорию и сфотографировать девять аэродромов на пути в 600 миль от Мурманска на юг до Архангельска, затем на юго-запад к Онеге;в этой точке самолет должен повернуть на запад, чтобы скрыться в Скандинавии.

Экипаж, назначенный для этого грубоко проникающего облета состоял из капитана Harold Austin, пилота; капитана Carl Holt, второго пилота и майора Vance Heavilin, штурмана. Когда эти парни взлетели из Fairford ранним утром 8 мая 1954, они были в полном неведении, что они следуют через неделю после ночного полета трех RB-45Cs над западом центра Советского Союза.

Силы Советского ПВО все еще дрожжали от этого бесполезного эксперимента. После дозаправки над югом Норвегии и над заранее определенной точкой около 100 миль севернее Мурманска, два из трех самолетов повернули назад. Austin был подавлен. Два приведенных в замешательство экипажа наблюдали как за их плечами их товарищ удаляется из виду в направлении к Советскому материку. Это стандартный профессиональный прием САК, когда два самолета не нарушают режим радиомолчания, но, согласно инструктажу, возвращаются на базу.
Изображение


Эта карта представляет пять облетов Европейской части СССР в 1953 и 1954. В августе 1953 (слабо зеленая линия), RAF Canberra сделал глубочайшее проникновение всего, когда он пытался фотографировать новые испытательные старты ракет около Сталинграда. Советские истребители повредили самолет, который направлялся спастись в Иране. RAF бомбардировщики RB-45Cs сделали три одновременных облета в следующий апрель (дублирующие маршруты сделаны в 1952);
они проверяли авиабазы дальней авиации. Месяцем позже капитан ВВС США Harold Austin, на RB-47E, сделал героический облет советских северных районов(темно зеленая линия) и, едва пропущеный, был подбит.
Самолет Austin’а пересек побережье над Кольским полуостровом у Мурманска в полдень на высоте 40000 футов и со скоростью 440 узлов (506 км в час). Heavilin включил камеры радара вместе с комплектом камер в носу и бомбовом отсеке.


Погода, вспоминает Austin, была кристалльно чистой; это был один из тех дней, когда "Вы могли видеть навеки". Перед тем как они миновали район Мурманска, к ним присоединились три истребителя, повидимому, подтверждая подлинность вторжения. Когда они подошли к аэродромным целям в Архангельске, еще шесть МИГ'ов намеревались разрушить американский самолет. Пушечные трассы пролетали выше и ниже RB-47E; перехватчики не могли долго оставаться на такой высоте, и их цель была не выполнена. Пушечное сражение началось, когда Аустин закончил покрытие своих целей и повернул в сторону Финляндии.
Поскольку он накренил плоскость, МИГ ударил сверху, и самолет принял пушечный снаряд через верх левого крыла, нарушилась внутрибортовая система связи. Holt вел огонь из хвостовой пушки, но ее заело после первого выстрела. Тем не менее, он держал МИГ на безопасном расстоянии достаточно долго, чтобы достичь финляндской границы.

RB-47E Аустин со своими камерами и фильмом добился прилета в Fairford после другой дозаправки над Северным морем. Фотографии убедили западных лидеров, что бомбардировщики дальней авиации не развернуты на Кольском полуострове.

За их выдающийся подвиг члены экипажа стали дважды кавалерами Distinguished Flying Crosses, хотя командующий САК генерал LeMay предпочел бы наградить их только Серебряной Звездой. Такая награда, однако, требовала утверждения в штабе в Вашингтоне, члены которого не должны были знать о облетах SENSINT.

Если такие разведывательные облеты были продолжением разумного риска, требовался другой тип самолета, который бы работал выше всех известных советских средств ПВО. Несколькими месяцами позже, в ноябре 1954, президент Эйзенхауэр одобрил проект Aquatone, секретная попытка ВВС и ЦРУ, направленная на создание реактивного планера, который мог летать на высоте до 70000 футов, намного выше советских средств ПВО. Так родился U-2.

Изображение

Подполковник "Hack" Mixson (слева), координатор американских облетов, позирует с командиром эскадрона Джоном Крамптоном. Компаньон Крамптона в 1952 "Special Duty Flight" над Украиной был его штурман, лейтенант Рекс Сандерс, справа.

Был, по-крайней мере, один дальнейший облет Советского Союза из Великобритании. В марте 1955 ночную миссию ВВС США вел майор John Anderson, следуя маршрутом и облетом целей, которые были почти идентичны целям в ранних полетах КВС: три RB-45Cs взлетели с авиабазы КВС Sculthorpe, летели на восток на высоте 35000 футов и одновременно пересекли границы Чехословакии, Польши и Прибалтики, хотя в этот раз украинская трасса была дальше на юг. Цель миссии, как и раньше, включала фоторафирование с радарных индикаторов Советских военных сооружений и городов для каталога целей Альянса. Советские истребители снова взетали в ночное небо, но даже по целеуказаниям наземных радаров, не могли отыскать разведывательных самолетов в темноте. Все из RB-45Cs успешно вернулись, приземлившись в Западной Германии. Члены экипажей также получили Distinguished Flying Crosses.

Этот разведывательный облет предшествовал Конференции Глав Четырех Государств в Женеве, Швейцария, в июле 1955. Там Президент Эйзенхауэр в необъявленном предложении разоружения, предложил взаимные Советские и Западные облеты, в конце концов названные "открытое небо." В это время самолет U-2 был в стадии начала летных испытаний в Неваде. Хотя Советские официальные лица отклонили предложение "Открытого неба", президент определил использовать U-2 в дневных полетах над западом Советского Союза для сопоставления количества бомбардировщиков в дальней авиации ВВС СССР с количеством, на котором настаивали западные лидеры, что превосходило количество таких бомбардировщихов в по инвентаризации ВВС.

Но хрупкий U-2 не мог дозаправляться в воздухе. Даже хотя его бездозаправочный радиус действия ожидался солидным,около 3400 миль, взлетев из Англии или Западной Германии он не был способен долетать дальше Уральских гор и успешно вернуться. И он не был расчитан на работу в снегах и льдах арктических баз.
Для американской разведки обширные арктические территории СССР, простирающиеся на 3500 миль от Кольского полуострова на западе до острова Врангеля на востоке, оставались большой terra incognita и, оказалось, что U-2 неспособен покорить их.


Изображение

Капитан Howard S. Myers, Jr., и его второй пилот, капитан Walter Yancey, совершают полет над советскими прибрежными провинциями и Манчжурией. У Myers'а самолет RB-45C был перекрашен в черный цвет для ночных полетов, чтобы быть незамеченным при освещении прожекторами.
Между 30 марта и 7 мая 1955, незадолго до конференции на высшем уровне, Стратегическое Авиационное Командование выполнило проект Seashore, опять по инструкциям ОКНШ. Четыре RB-47Es,специально модифицированные камерами бокового обзора с 100-дюймовым фокусным расстоянием, как теми, что имела Canberra, сгруппировались с четырьмя RB-47Hs для полетов по миссии PARPRO из Lielson на Аляске вдоль сибирских северных и восточных берегов. Повышение интеллекта возросших воздушных сил в этом регионе заставило национальных лидеров рассматривать облеты внутренних северных территорий Советского Союза обнаружить и идентифицировать средства ПВО, а также размещение здесь воздушных сил.

В начале февраля 1956 Президент Эйзенхауэр подписал проект Genetrix, запуска высоколетящих фото-разведывательных шаров, которые должны дрейфовать над СССР. На протяжении четырех недель САК запустил 516 таких шаров над Западной Европой и Турцией. Те шары, которым удалось пересечь СССР, сбрасывали свои гондолы на парашютах. Некоторые гондолы перехватывались на средней высоте транспортными самолетами C-119 вблизи Японии. Но многие были сбиты Советскими средствами ПВО, или были потеряны другими способами, так что долетели до конца только 44 шара.
В это же самое время Эйзенхауэр одобрил проект ВВС на полеты разведывательными самолетами САК над и вокруг Советского дальнего севера, с полным картографированием - фотографическим и электронным.

Проект облетов САК, Homerun, многим неизвестный и до сих пор, осуществлялся в Thule, Greenland, между 21 марта и 10 мая 1956. На протяжении этого 7-недельного периода разведывательные фоторазведчики RB-47E и и электронные разведчики RB-47H летали почти ежедневно над Северным Полюсом для рекогносцировки прибрежных и внутренних территорий СССР от Кольского полуострова до Берингова пролива. Это был 3400 мильный круговой маршрут. Специальное соединение, сформированное для этой операции включало, вместе с резервом:

16 фоторазведчиков RB-47Es из 10-го Стратегического Разведывательного Эскадрона с авиабазы Lockbourne штата Огайо, электронных разведчиков RB-47Hs из 343-го Стратегического Разведывательного Эскадрона с авиабазы Forbes, штат Канзас и 2 полных эскадрона из приблизительно 28 танкеров KC-97.
Все эти самолеты делили единственную в Thule 10000-футовую, снегом и льдом покрытую взлетно-посадочную полосу; все они взлетали, дозаправлялись над Северным Полюсом и приземлялись при полном радиомолчании.

Авиабаза размещалась в 690 милях севернее Северного Полярного Круга в заливе North Star, в 39 милях севернее ближайшего поселка - эскимосской деревни Thule. Самолеты обычно выгружались при температуре 35 градусов ниже нуля (в ветренние дни она была неслыханной) в районе лишенном растительности, и покрытой снегом, в то время года, когда темнота длилась около 24 часов в сутки. Технический персонал и летные экипажи вместе квартировали в кузовах, до ручек на дверях похожих на железнодорожные рефрижераторы. Toilets operated via the "armstrong" flush system-hand pumped. После получения арктического обмундирования, включающего свертки с паркасами и муклусами, экипажи проводили первую неделю в тренировках по выживанию в Арктике и практиковались в арктических полетах - взлет-посадка на полосу, покрытую льдом, в
навигации над полюсом и дозаправке при радиомолчании.

Планировщики поделили Советскую арктику на три основных сектора, простирающихся в общем на 3500 миль. Первый простирался от Кольского полуострова до Диксона в Карском Море; второй простирался от Диксона до Тикси в Море Лаптевых, и третий - от Тикси до Берингова Пролива.
RB-47s летали обычно парами, часто группой из E (фоторазведчик) и H (электронный разведчик), образующей нормальное крыло. Поскольку для каждого бомбардировщика требовался свой танкер, KC-97s работали таким же манером. Каждый полет одного или более разведывательных самолетов над Северным Полюсом к Советскому Союзу, независимо от их количества, засчитывался как миссия. Каждый день совершалось 4 или 5 миссий, с ротацией самолетов и экипажей, с присутствием каждый день RB-47Es и RB-47Hs над Советской территорией. Экипажи для каждой миссии инструктировались отдельно, и ни один не знал, куда его соотечественники летят или что стало с фильмом и электронными записями, возвращенными в конце дня.

Миссия в Thule покрыла аэрофотосъемкой остров Новая Земля ("Банановый остров", как называли его экипажи) и его полигон для испытания атомного оружия. Они летали за Уральскими горами и в низовьях рек, рекогносцировали лесные, горнорудные и никелевые плавильные заводы в этом регионе. Сибирь, открыли они, оставалась дикой местностью с немногими дорогами и городами. Большая часть миссий Thule обработала только несколько миль внутрь Советской территории через Арктику, обнаруживая, идентифицируя и фотографируя нечастые радарные станции и авиационные базы. Они подтвердили, что северные районы Советского Союза были плохо защищены от вражеской авиации. Только в трех или четырех случаях Советская авиация попыталась перехватить миссию, и всегда безуспешно.
Руководил операцией в Thule бригадный генерал Hewitt T. Wheless, командир 80-го воздушного дивизиона, вместе с полковником William J. Meng, командиром 26-го Стратегического Разведывательного Крыла в Lockbourne, который обеспечивал бомбардировщики RB-47Es. Майор George A. Brown служил с ними как планировщик миссии и офицер оперативного отдела.

Изображение


A RB-47E взлетает с заснеженной полосы с помощью ускорителя из твердотопливных ракет. В 1950-ых, такой взет с помощью ракеты был необходим, чтобы самолет был заправлен достаточно, чтобы долететь до Советского Союза для секретного фотографирования.

Через четыре месяца, 4 июля 1956, U-2 взлетел в Западной Германии в первую миссию над западом СССР. Это тоже вызвало резкий протест Советского Союза несколькими днями позже. Поскольку этот полет угрожал сближению сверхдержав, президент чувствовал себя неудобно за одобрение нарушения американцами советского воздушного пространства. Но руководители администрации, согласные с советником президента по науке James Killian, видели одномоторный,высоко летающий U-2 намного менее грозным, чем много-моторный разведывательный бомбардировщик. Эйзенхауэр решил продолжать полеты U-2, особенно после миссии 5 июля, обеспечившей разведку знанием количества советских самолетов дальнего действия, что почти закрыло споры о "пробелах в бомбардировщиках". Недавно назначенный командующим САК, бывший начальник штаба ВВС генерал Nathan Twining, тем не менее убедил президента одобрить следующий военный облет Советской территории на новом разведывательном самолете.

Этим самолетом был дозаправляемый Martin RB-57D-0, одноместная фоторазведывательная версия бомбардировщика КВС Canberra, построенный по британской лицензии. Легковесный, с длинными крыльями самолет, движимый двумя Pratt & Whitney J57 реактивными двигателями, развивающий боевую скоростью в 430 узлов (495 миль в час) и могущий достигать высоты примерно 64000 футов. Поскольку он летел быстрее, чем U-2 и почти на такой же высоте, Эйзенхауэра убедили, что эту машину Советские средства ПВО не обнаружат. Он одобрил миссию перелета трех RB-57Ds над отдельными целями в приморском регионе около Владивостока.


Три RB-57D-0s прибыли на авиабазу Yokota в Японии в начале ноября 1956. Это подразделение совершило миссию полета 11 декабря, ярким, чистым днем. Они вошли в приморский регион одновременно с трех различных мест около Владивостока и облетели три разные цели. Вопреки надеждам ВВС США, эти бомбардировщики были обнаружены Советскими радарами, и МИГ-17 взлетели для их перхвата; но американцы были недостижимы. В фильме, возвращенном разведчикам, истребители, делающие пируэты в воздухе ниже бомбардировщиков, были видны четко. Результирующий протест 14 декабря не оставил сомнений в способности Советских средств ПВО обнаруживать и идентифицировать самолеты:
11 декабря, 1956, между 13:07 и 13:21 часами, Владивостокского времени, три американских реактивных самолета, типа B-57, пришедших из. . . Японского Моря южнее Владивостока, нарушили . . воздушное пространство Советского Союза.. . Хорошая погода превалировала в этом районе нарушений, при хорошей видимости, которая предотвращает любую возможность потери ориентации летчиками во время их полета. ... Правительство Советского Союза . . настаивает, чтобы Правительство США, приняло меры по наказанию виновных лиц и предотвратило любые будущие нарушения границ Советского Союза американскими самолетами.

Через четыре дня после получения Советской ноты рассерженый президент встретился с Государственным Секретарем Джоном Фостером Даллесом для рассмотрения беспокоящей ситуации и решения что делать дальше. Даллес сказал, что при существующих обстоятельствах, стране будет трудно запретить полеты RB-57. Но Эйзенхауэр не согласился с этим допущением.
Вместо этого он проинструктировал полковника Goodpaster передать приказ Секретарю Безопасности Wilson'у, руководителю САК генералу Nathan Twining и директору ЦРУ Аллену Даллесу:"Эффективо немедленно, теперь не должно быть разведывательных (военных) полетов самолетов США над странами "железного занавеса"". После этого, за исключением Кубинского ракетного кризиса, облеты военными самолетами США СССР и других стран Железного Занавеса прекратились до окончания холодной войны, хотя ЦРУ периодически санкционировало свои облеты.

Когда Президент Эйзенхауэр закончил облеты военными самолетами США стран "железного занавеса", это тайное решение исчезло полностью из виду и почти полностью из памяти. Though few of the and despite the passing of almost all those who shaped the policy, военные облеты имеют важное место в послевоенной эволюции стратегической разведки верхнего уровня. Со времени, когда Эйзенхауэр одобрил строительство U-2 в конце 1954, стратегические разведывательные полеты мирного времени стали фирменной политикой США. Платформы, с которых они осуществлялись продвигались к более высоким высотам: от военных самолетов до высоко-летающих шаров, от U-2 до SR-71, сверхзвукового самолета, который мог летать на высотах более 80000 футов - и, в конце концов, от воздушного пространства до внешнего пространства с роботизированными
разведывательными спутниками. После военных истребителей и бомбардировщиков, каждое из этих ыдающихся технических достижений оценивалось, одобрялось и прежде всего финансировалось для разработки, одним американским президентом Дуайтом Эйзенхауэром. К тому времени, когда Эйзенхауэр оставил свой пост в 1961, интеллект, произведенный повышенным вниманием к разведке, устранил предполагаемые "дыры" в вооружениях между сверхдержавами. Как только американские лидеры смогли увидеть реальную, а не воображаемую Советскую угрозу, они смогли удерживать размер военного вооружения до разумных лимитов. В результате на обороне было сэкономлены миллиарды долларов.
------------------------
Автор статьи неизвестен
на полигоне с 1966 по 1973.

Аватара пользователя
Сергей Гвоздев Дед
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: Вт май 25, 2004 7:55
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение Сергей Гвоздев Дед » Пн июл 20, 2009 11:35

Бывшая здесь информация устарела и удалена.
Последний раз редактировалось Сергей Гвоздев Дед Чт июл 22, 2010 20:30, всего редактировалось 1 раз.
на полигоне с 1966 по 1973.

Аватара пользователя
САА
Сообщения: 295
Зарегистрирован: Пт фев 18, 2005 0:36
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение САА » Вт июл 21, 2009 21:50

Бумажный вариант книги "50 лет космодрома Плесецк " лежит в открытой продаже в Мирном в магазине "Сувениры" в Детской Школе Искусств.
Увидел и не поверил своим глазам - естественно приобрел.
Последний раз редактировалось САА Чт июл 23, 2009 22:30, всего редактировалось 1 раз.
Всегда на связи. Спутниковой.
http://www.элтек.рф или http://www.eltek.info

Аватара пользователя
Стас
Сообщения: 3491
Зарегистрирован: Сб дек 25, 2004 10:58
Контактная информация:

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение Стас » Вт июл 21, 2009 22:28

Наверно это следующее издание, исправленное и дополненное.
Изображение

Аватара пользователя
САА
Сообщения: 295
Зарегистрирован: Пт фев 18, 2005 0:36
Откуда: Ростов-на-Дону

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение САА » Чт июл 23, 2009 22:33

Не поленился посмотрел - все из того же тиража 4000шт в 2007 году.
Похоже просто повезло!
Всегда на связи. Спутниковой.
http://www.элтек.рф или http://www.eltek.info

Аватара пользователя
fregat
Сообщения: 2075
Зарегистрирован: Вт июн 24, 2008 19:36
Откуда: Атлантида

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение fregat » Вс окт 04, 2009 20:40

Изображение

Почти ровесник... и даже дни чуть чуть совпали в октябре
И никто пути пройденного у нас не отберет...
Изображение

Аватара пользователя
fregat
Сообщения: 2075
Зарегистрирован: Вт июн 24, 2008 19:36
Откуда: Атлантида

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение fregat » Пн ноя 02, 2009 20:40

Какое красивое название - Рокот!
Молодцы!
Эх, так бы во всем... :?
И никто пути пройденного у нас не отберет...
Изображение

Аватара пользователя
Лариса К
Сообщения: 859
Зарегистрирован: Вс ноя 01, 2009 9:58
Откуда: г. Москва

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение Лариса К » Пн ноя 02, 2009 21:30

У меня муж тоже служил в Мирном в 1982-1984 годах (в/ч 08342 Т). Теперь сына в Мирный служить призвали. Когда будет отмечаться 50-летие космодрома?

Аватара пользователя
fregat
Сообщения: 2075
Зарегистрирован: Вт июн 24, 2008 19:36
Откуда: Атлантида

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение fregat » Пн ноя 02, 2009 22:15

Лариса К писал(а): Когда будет отмечаться 50-летие космодрома?
Да, вроде, был уже... :?
И никто пути пройденного у нас не отберет...
Изображение

Аватара пользователя
Сергей Гвоздев Дед
Сообщения: 2158
Зарегистрирован: Вт май 25, 2004 7:55
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: К 50-летию космодрома

Сообщение Сергей Гвоздев Дед » Пн ноя 02, 2009 23:12

Лариса К писал(а):У меня муж тоже служил в Мирном в 1982-1984 годах (в/ч 08342 Т). Теперь сына в Мирный служить призвали. Когда будет отмечаться 50-летие космодрома?
15 июля 2007!!!
на полигоне с 1966 по 1973.

Ответить